Получи документы

Синквейн как эффективный метод развития речи

Юлия Попкова
Синквейн как эффективный метод развития речи

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих речевые нарушения. Дети, даже не имеющие речевой патологии, демонстрируют поздний темп созревания. В девяностые годы появился термин «децелирация». Сущность его заключается в замедленном темпе развития детей. Первые слова у них появляются после 1 года (раньше в 9-10 месяцев, фразовая речь к 2,5 годам (раньше – к 1,5, поздно формируются звуки. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, лексики, грамматики, связной речи, т. е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику.

Публикация «Синквейн как эффективный метод развития речи» размещена в разделах

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я искала такие методы и приемы работы, которые бы позволили сделать более эффективной работу по развитию речи. Успешно использую такие нетрадиционные технологии, направленные на оптимизацию развития речи, как биоэнергопластику (совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук, кинезиологию синхронные движения кистей рук, Су-Джок терапию (воздействие на биологически активные точки кистей рук, при этом стимулируя речевые зоны КГМ).

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, стала работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения. Синквейн – прием – позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Эта технология не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

Первая строка включает одно слово, слово – предмет, отражающее главную идею (существительное).

Вторая строка – два слова, слова – признаки, характеризующие предмет (прилагательные).

Третья строка – три слова, слова – действие, описывающие действие в рамках темы (глаголы).

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Это может быть одно слово.

Например:

1. Машина.

2. Быстрая, красивая.

3. Едет, тормозит, обгоняет.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

Или:

1. Кукла.

2. Красивая, новая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

1. Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

2. Владеть:

• Анализом, обобщением;

Понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

• Уметь подбирать синонимы;

• Научиться правильно понимать вопросы;

• Согласовывать слова в предложении;

• Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Могут быть использованы такие варианты работы:

• Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Например:

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Синквейн по прослушанному рассказу;

• Коррекция и совершенствование готового синквейна;

• Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).

Синквейн можно использовать на занятиях для закрепления изученной лексической темы. Например:

1. Дождь.

2. Холодный, осенний.

3. Льёт, идёт, капает.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Также его можно использовать для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по обучению грамоте. Например:

1. Звуки.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Инновационность заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать.

Методика синквейна, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНР, безусловно способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.

Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей, словарный запас увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.

Публикации по теме:

Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» Дети способны научится многому, главное.

Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Консультация «Синквейн как метод обучения» Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем.

Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного.

Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.) Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Нам очень часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребёнок.

Рисование песком как эффективный метод развития детей дошкольного возрастаРисование песком как эффективный метод развития детей дошкольного возраста Метод песочной терапии «Рисуем песком на стекле». Песочная терапия. Целебные, развивающие, психотерапевтические свойства этого материала.

Синквейн как эффективный метод развития образной речи дошкольников Синквейн - как эффективный метод развития образной речи дошкольников Мастер-класс для педагогов В Федеральном Государственном Образовательном.

Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мираЭкспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн как эффективный метод развития речи
Опубликовано: 24 января 2019 в 19:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД