Папки-передвижки

Система работы по внедрению индивидуальной рабочей программы логопедического сопровождения ребёнка с 1 ур. речевого развития

Никитина Маргарита
Система работы по внедрению индивидуальной рабочей программы логопедического сопровождения ребёнка с 1 ур. речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Статистика упорно иллюстрирует увеличение числа детей, поступающих в ДО, уровень речевого развития которых не соответствует возрастной норме. Результаты психолого-педагогического мониторинга воспитанников позволяют констатировать у них I уровень речевого развития. Традиционно процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС. Таким образом, проблема разработки и внедрения рабочей программы индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с 1уровнем речевого развития является актуальной, поскольку позволяет создать оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей.

Публикация «Система работы по внедрению индивидуальной рабочей программы логопедического сопровождения ребёнка с 1 ур, речевого развития» размещена в разделах

Рабочая программа составлена на основании «Адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР» (под ред. Л. В. Лопатиной). Концептуальной и содержательной основой планирования коррекционно-образовательного процесса стали технологии Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, Т. А. Датешидзе, О. А. Новиковской, Т. Ю. Бардышевой, С. Е. Большаковой, Л. Н. Смирновой и др. авторов.

В содержание рабочей программы индивидуального логопедического сопровождения входят следующие разделы:

1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОО

1.1. Пояснительная записка

1.2. Ожидаемый результат

2. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОО

2. 1. Основные направления работы

2.2. Сроки, этапы реализации программы

2.3. Формы, методы и средства организации образовательной деятельности

2.4. Основные составляющие в реализации программы

2.5. Взаимодействие учителя логопеда ДОО с участниками коррекционно-образовательного процесса.

3. Организационный компонент программы

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя - логопеда ДОО

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.

3.3. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

4. Система контроля и оценивания результатов.

Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В связи с тем, что 1 уровень речевого развития может иметь ребёнок 3-х, 4-х, 5-и и более лет, то коррекционная работа будет актуальна для любого возраста.

Особенности детей с I уровнем речевого развития.

Понимание речи на бытовом номинативном или ситуативном уровне.

Пассивный словарь шире активного (ниже возрастной нормы). Понимание речи ограничено вне ситуации.

Активный словарь в зачаточном состоянии (звукоподражания, звукокомплексы, лепетные слова, несколько общеупотребительных обиходных слов). Отсутствием грамматических связей между словами.

Звуковая сторона характеризуется фонетической неопределенностью, отмечается диффузный неустойчивый характер произношения звуков (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции). Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза.

Фраза отсутствует. Навыки связного высказывания не сформированы. Иногда наблюдаются первые словосочетания и лепетные предложения, звукокомплексы, которых используются при обозначении конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов сохраняется, в основном, корневая часть, но также, может быть, сохранен контур слова или фрагмент слова (существительных и глаголов).

Психические процессы. Возможности слухового восприятия низкие, недостаточная устойчивость и концентрация внимания, снижена продуктивность запоминания.

Моторная сфера. Неточно воспроизводят двигательные задания по пространственно-временным параметрам. Нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Недоразвитие мелкой моторики рук.

Таким образом, цель настоящей программы состоит в следующем : оказание логопедической помощи детям с 1 уровнем речевого развития для успешной адаптации их в дошкольном коллективе, выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития; создание благоприятных предпосылок для развития коммуникативных навыков.

Обозначенная цель требует реализации следующих задач.

Создание условий для социализации личности ребенка.

Развитие импрессивной стороны речи.

Развитие активной подражательной речевой деятельности.

Совершенствование психологической базы речи (воспитание и развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления).

Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики.

Совершенствование общих речевых навыков (просодика).

Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

В соответствии с целью и задачами программы основные направления логопедического воздействия заключаются в следующем.

Развитие звуковой стороны речи

Развитие экспрессивной речи.

Развитие импрессивной речи.

Формирование просодических компонентов речи.

Формирование навыков артикуляционной моторики.

Развитие слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Развитие общей моторики.

Исходя из целей и задач рабочей программы, предполагается ведение следующих документов.

- Перспективный план работы.

- Календарно – тематический план коррекционной логопедической работы с детьми с 1 уровнем речевого развития.

- Речевая карта.

- Карта обследования ребёнка.

Рабочая программа рассчитана на 1 год коррекционной работы (до появления фразовой речи). В течение недели организуются и проводятся 3 занятия. Продолжительность одного занятия до 25 минут.

Система работы по организации коррекционно-развивающего процесса в соответствии с основными направлениями деятельности.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях. В основу организации занятий положен комплексно-тематический принцип, т. е. игровые занятия объединены одной темой, что обеспечивает наиболее эффективное усвоение пройденного материала. Логопедическое воздействие осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планом. Планирование коррекционно - развивающей работы составлено в соответствии с лексическими и фонетическими темами (в течение недели отрабатывается одна лексическая и фонетическая тема). Структура занятий гибкая, не имеет четкой последовательности и находится в прямой зависимости от настроения ребёнка, его психологического состояния.

Установление эмоционального контакта является важной составляющей в работе специалиста с ребёнком-логопатом.

Работа по формированию и развитию экспрессивной речи осуществляется в следующей последовательности:

- вызываем или уточняем у ребёнка гласные и согласные звуки в соответствии с нормами онтогенеза. В процессе выполнения упражнения ребёнку демонстрирую картинку, с которой ассоциирую вызываемый звук, символ, соответствующей звуку и букву. Процесс обучения чтению использую как приём, ускоряющий появление устной речи, но задача быстрого обучения чтению не ставится;

- вызванные звуки «собираем» в слоги, а слоги - в слова элементарной слоговой структуры : «АУ», «УА», «ИА»; «НА»; «МАМА», «МАНЯ»; «ПАНАМА»и тд.

Воспитание экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, слов, сопровождаем разными движениями (отстукиваним, прохлопыванием, протопыванием, пропрыгиванием, поскольку фонетическая ритмика позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции. Вызванные слова повторяются не менее 5-6 раз. Закрепление конкретных понятий осуществляется с опорой на картинный материал.

- Следующим этапом работы является формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.

- Появившиеся слова сразу включаю в элементарные предложения.

а) Однословное предложение, состоящее из глаголов повелительного наклонения; указательных слова: вот, тут, там, это.

б) Предложение из двух слов:

- обращения + приказ (выраженное глаголом в повелительном наклонении) - Мама, дай.

- приказ + название предмета (существительное в форме Винительного падежа) - Дай мяч.

в) Двусоставные предложения (Именительный падеж существительного + согласованный глагол настоящего времени) - Собака бежит.

г) Предложение из нескольких слов:

- предложения с обращением - Мама, дай мяч.

- предложения с указательным местоимением - Это большой кот.

-распространенное предложение с прямым дополнением - Мама ведет сына.

Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. Одновременно отрабатывается предметный и глагольный словарь, запоминаются названия цветов других сенсорных эталонов. Формируем умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные реакции.

Использую такие методические приемы как:

- показывание и называние предметов;

- узнавание по описанию и назначению;

- узнавание действий по картинкам;

- выполнение 2-х и 3-х ступенчатых инструкций;

- выполнение инструкций по различению ед. и мнж. ч. ;

- понимание вопросов по демонстрируемому действию.

Формирование и развитие общих речевых навыков складывается из ряда составляющих. Организуется работа по развитию интонационной выразительности речи на материале гласных и звукоподражаний, развитие силы и динамики голоса через использование разнообразных игр и упражнений. («Укачиваем куклу» : А-А-А, «Паровозик гудит». «Эхо», «Две лошадки», «Мышка, мышонок».)и др.

Кроме того, проводится работа по обучению воспитанника правильному вдоху — не поднимая плеч. («Нюхаем приятные запахи» (как пахнет елочка, мандаринчик, яблочко, «Мамины духи»).

Учимся вырабатывать длительный выдох («Дуем на листики», «Дуем на снежинку», «Дуем в соломинку, опущенную в воду», «Ветерок дует на занавесочку», «Дуем на цветочки») и др. упр.

Провожу работу по совершенствованию движений органов артикуляционного аппарата, снятию мышечной напряженности этих органов, воспитываю умения чувствовать и контролировать их движения через освоение базовых артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения выполняются с использованием биоэнэргопластики. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет коррекционный процесс, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Работа по развитию слухового восприятия осуществляю по следующим разделам.

- Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. «Угадай, на чём играю», «Жмурки», «Шумовые коробочки», «Хлопни, как я».

- Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

«Узнай по голосу» (собачка лает – собачка ест). «Кто кричит?»,

«Соберем овощи в корзинку», «Положим фрукты в вазу», «Приготовь одежду для куклы».

- Формирование фонематического восприятия. Обучаю дифференциации на слух существительных, названия которых отличаются одним звуком. Покажи, где ТОМ, где ДОМ, где ДОМ, где КОМ, КИТ – КОТ, МЫШКА-МИШКА, МИЛА-МЫЛО.

Развитие зрительного восприятия организуется через использование игр и упражнений, направленных на воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта; развитие оптико-пространственной функции, остроты зрения, зрительной памяти («Покажи, дай букву», «Покажи, дай фигуру», «Парочки», «Половинки», «Найди и покажи», «Разложи пуговки», «Зоркий глаз»).

Работа по развитию пальцевой моторики проводится в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике с использованием нестандартного оборудования: карандашом, палочками, маленькими резиновыми мячами, прищепками, бусинками, крупными бигуди, щётками, массажным ковриком.

Игры со строительным материалом (кубиками, крупным конструктором, мягким конструктором «Банчемс»).

Манипуляций с матрешками, игрушками-вкладышами. Формируем навыка хаотичной шнуровки, работы с мозаикой. Складывание разрезной картинки.

В рамках работы по развитию мелкой моторики проводится работа над графическими навыками. Это прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаге за счет иллюстрации понятий: наверху — внизу, справа — слева, вокруг — внутри. «Рисуем буквы», «Обводка по внутреннему трафарету», «Ручейки», «Солнышко» и др.

В качестве физкультминуток использую двигательные игры с речевым и музыкальным сопровождением, которые являются естественным средством воспитания правильной речи. Кроме этого, позволяют сформировать умение ориентироваться в пространстве, выполнять серию движений по памяти, обогащать двигательный опыт детей.

Успешная реализация поставленной цели в работе с детьми-логопатами не в малой степени зависит от материально-технического и методического обеспечения коррекционного процесса. Коррекционно-развивающая работа проводится в специально оборудованном логопедическом кабинете, в котором представлен центр речевого и сенсорного развития с необходимым оборудованием.

Основной составляющий в результативной реализации программы является процесс взаимодействия всех звеньев образовательного процесса. Педагогический коллектив ДОУ представлен логопедом, воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и другими специалистами. Эта модель позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку объединяются усилия педагогов разного профиля.

Родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе путём индивидуальных консультаций, открытых просмотров логопедических занятий. Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и в письменной форме в специальных тетрадях. Для решения коррекционных задач воспитатели в плане учебно-воспитательной работы отражают игры, упражнения и задания для индивидуальной работы с целью закрепления материала, отработанного логопедом. Кроме того, логопедическое воздействие осуществляется в процессе медикаментозного лечения и занятий с психологом.

Контроль и оценивание результатов проделанной коррекционной работы осуществляется через проведение вводной (сентябрь) и итоговой (май) диагностики.

Мониторинг состоит из трёх разделов.

1. Неречевые психические функции.

- слуховое восприятие;

-зрительное внимание и восприятие;

- зрительно-пространственный гнозис и праксис.

2. Моторная сфера.

исследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.

3. Речевая деятельность.

-исследование произносительной стороны речи,

-фонематических процессов,

- импрессивной и экспрессивной речи.

Мониторинговые исследования основаны на использовании методик Нищевой Н. В., Серебряковой Н. В., Соломахи Л. С., Стребелевой Е. А.

Результаты мониторинга фиксируются в карте обследования, которая является приложением к речевой карте.

Таким образом, проводимая коррекционно – развивающая работа с детьми с 1 уровнем речевого развития в рамках рабочей программы позволяет мне добиваться следующих результатов.

У ребёнка формируется устойчивый эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками; проявляет желание общаться с помощью слов.

Понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями; понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи.

Использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, участвует в элементарном диалоге.

Публикации по теме:

I раздел рабочей программы .

Анализ рабочей программы Рабочие программы в ДОУ разработаны: - на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до.

Фрагмент рабочей программы воспитателя КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка» Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей.

Краткая презентация рабочей программы 1. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре.

I раздел рабочей программы (продолжение) 1.3. Возрастные особенности детей 3 - 4 лет. В этот возрастной период наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения,.

Реализации специальной индивидуальной программы развития для дошкольников с ЗПР СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, которая ежегодно разрабатывается на каждого ребенка с ЗПР. Оптимальный вариант.

Система психологического сопровождения обучающихсяСистема психологического сопровождения обучающихся 20 февраля 2017 года в нашем учреждении состоялся ежегодный Методический день для педагогов, на котором мне выпала честь выступить с темой.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Эссе «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по внедрению индивидуальной рабочей программы логопедического сопровождения ребёнка с 1 ур. речевого развития
Опубликовано: 8 июня 2017 в 10:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по внедрению индивидуальной рабочей программы логопедического сопровождения ребёнка с 1 ур. речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Маргарита (УИ 806562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД