Лучший педагог года

Система закаливания детей младшего дошкольного возраста в условия детского сада

Стогова Светлана Михайловна
Система закаливания детей младшего дошкольного возраста в условия детского сада

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.

Система терморегуляции ребенка раннего возраста имеет целый ряд особенностей.

Публикация «Система закаливания детей младшего дошкольного возраста в условия детского сада» размещена в разделах

Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна. В одних и тех же условиях у детей раннего возраста наблюдается более высокая температура, чем у взрослых; иногда температура у ребенка по-вышается при эмоциональном напряжении, при физической активности. Это заставляет с большой осторожностью подходить к любым методам специального закаливания.

Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев (в частности, мышечных). При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится «гусиной» и ее поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2—2,5 лет. Если всю поверхность кожи взрослого разделить на массу тела, мы получим 0,025 м2 на 1 кг. У ребенка эта цифра равна 0,069 м2, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи. Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.

Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:

1,спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам; кожа бледнеет и становится холодной;

2,расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, ощущение тепла.

В настоящее время незначительное число детей в саду относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья (экссудативный диатез и другие проявления аллергии, постгипоксическая энцефалопатия, различные забо-левания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например, застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).

В соответствии с индивидуальными особенностями детей (состояние здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальная чувствительность к действиям закаливающих агентов) их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка :

I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже

закаливали;

II группа — ранее не закаливаемые дети или дети, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после

острых заболеваний, а также дети группы риска;

III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в со

стоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

Следует отметить, что в домах ребенка большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.

Если в группе есть дети, которые могут быть отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры

могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).

Другой важный принцип закаливания — систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать ребенка нужно с рождения и на протяжении всей жизни. Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость к холоду через 2—3 недели, а у ребенка это происходит еще раньше.

Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне. В одном из домов ребенка в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка закаливающие процедуры стали системой.

Очень важна также многофакторность закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк, действие воды и пр.

Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В условиях дома ребенка это особенно важно, так как дети в группе разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.

Не менее важно сочетать действие местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Именно поэтому в настоящее время большое внимание уделяется занятиям физкультурой на свежем воздухе.

Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Методы закаливания

1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя.

Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).

Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 "С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.

Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2. Метод контрастный.

Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем Холодовых.

Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.

Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т (епло) — Х (олод) — Т (епло, а в дошкольном — Х (олод) — Т (епло) — Х (олод).

3. Метод без снижения температуры.

Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание.

В данном методе используются все принципы закаливания : сис-тематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д.

4. Метод интенсивного закаливания.

Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воздух, тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть ре-комендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, об-ладающим соответствующим типом терморегуляции.

Перечень противопоказаний

1. Негативное отношение и страх ребенка.

2. Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.

3. Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.

4. Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течение последнего месяца.

5. Высокая температура тела в вечерние часы.

6. Выраженная недостаточность питания.

7. Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.

СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

Время проведения Мероприятия

Первая половина бодрствования

Закаливание воздухом

1. Дыхательная гимнастика

2. Прогулка

Закаливание водой

1. Умывание. (Температура воды в начале закаливания 20°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С.) Детям старше двух лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

Вторая половина бодрствования

Закаливание воздухом

1. Воздушная ванна при смене белья после сна.

2. Дыхательная гимнастика

3. Босохождение (с применением различных дорожек, а так же дорожек смоченных раствором морской соли)

4. Обтирание ребенка сухой рукавицей

5. Прогулка

Летом пребывание под лучами солнца 2—3 раза в день, начиная с 5—6 мин до 8—10 мин

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» для младшего дошкольного возрастаФотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» для младшего дошкольного возраста Самый маленький воспитанник моей семейной группы, мой младший сынок, активно стремится подражать старшим друзьям. Так уж вышло, что его,.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Конспект ООД «Хозяева Антарктиды» для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возрастаКонспект ООД «Хозяева Антарктиды» для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Задачи: - развивать познавательный интерес:.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система закаливания детей младшего дошкольного возраста в условия детского сада
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 15:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД