Юлия Алимова
Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Системно -деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Б. Шоу
В связи с переходом на ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы вста т необходимость организации системы деятельностного подхода в коррекционной работе, который ориентирован на развитие личности обучающихся на основе базовых учебных действий. Это предполагает внесение кардинальных изменений не только в практические коррекционно- развивающие подходы, но и правильно организовать развивающую среду кабинета дефектолога. В свою очередь, данный инновационный подход ориентирован на развитие способности обучающихся к освоению социального опыта и саморазвитию.
Публикация «Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Инклюзивное образование
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Сущность системно- деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности учащегося и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а включение обучающегося в процесс его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового.
Целью деятельностного подхода является- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основной результат - развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Сама организация системно-деятельностного подхода влеч т за собой внесение изменений в сложившуюся ранее систему коррекционной работы, что вста т необходимостью внести разумные коррективы в содержание, форму и организацию работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Деятельностный подход применительно к работе дефектолога предполагает полноценное познавательное развитие реб нка во всех видах его деятельности. Учитель-дефектолог должен не только помочь реб нку овладеть необходимыми для него умениями и навыками, но и создать условия их применения во всех видах его деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, учебной). В своей практической деятельности я реализую деятельностный подход на коррекционных занятиях.
Применяемые технологии: игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцируемого обучения (разные виды групп, проектная, ИКТ, здоровьесберегающие. Формы организации: групповая работа, работа в паре и индивидуальная.
Алгоритм деятельности на занятии обучающихся и педагога :
Развивающее пространство: целевое пространство, поисково-продуктивное и рефлексивное.
Целевое пространство- создание проблемной ситуации или создание проблемы. Использование побуждающих и подводящих диалогов. Это могут быть вопросы педагога, дополнительная информация, тесты,а так же ключевые слова и всевозможные практические средства, используемые на занятии. Цель педагога: вызывать у детей желание «добывать знания», замотивировать.
Следующее пространство поисково-продуктивное или иными словами это организация деятельности. Обсуждение участниками процесса созданной учебной проблемы в целевом подпространстве. Вследствие чего, определяется цель занятия, широко используются опоры, наводящие вопросы, это могут быть незаконченные фразы. Используемые средства, при мы и формы коррекционно-развивающего занятия очень разнообразные. Моделирование алгоритма для создания продукта деятельности предполагает предварительную подготовку к занятию. Цель дефектолога на данном этапе: заинтересовать обучающихся и направить их на постановку цели занятия, направить действия детей на создание продукта деятельности.
Очень важно научить детей работать в группе.
Работа в группах сотрудничества предусматривает:
1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2) Распределение заданий внутри группы (распределение ролей)
3) Индивидуальное выполнение задания с возможным включением взаимопомощи.
4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6) Подведение итогов группового задания.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
1. Понаблюдать
2. Прочитать в книге
3. Найти в библиотеке, в интернете
4. Спросить у взрослых
5. Провести исследование
Рефлексивное пространство – отч т о создании продукта деятельности обучающихся. Это может быть самооценка, взаимооценка, познавательная или эмоциональная рефлексия.
Демонстрация на примере коррекционного занятия по обобщающей лексической теме «Осень». Организационная форма: групповая. Технологии: проектная, ИКТ, здоровьесберегающие, элементы проблемного обучения. Продукт деятельности: создание мини–проекта, по протяж нности: краткосрочный- 1 занятие. Тема занятия: «Что такое осень?».
Задачи: коррекционно-образовательная- обобщить знания о признаках осени;
коррекционно-развивающие- использовать в активном словаре слов-признаков, формировать базовые коммуникативные учебные действия (умение работать в группе);
коррекционно- воспитательные- умение работать в группе, воспитывать любовь к природе. Создание проблемы: дети прослушивают аудиозапись «Звуки осени». Называют услышанные звуки и определяют к какому времени года они относятся. В подводящем диалоге сообщается проблема. Нацеливание на создание тематического альбома «Что такое осень?». Определяется цель занятия: обобщение по лексической теме «Осень». Второй этап занятия занимает большую часть времени, где ребята создают продукт – тематический альбом «Что такое осень?». Распределение ролей в группе: художник, писатель, журналист, эксперт, редактор. Для каждого ученика выбирается такая точка самоконтроля, с которой он достигнет нужного результата. Работа осуществляется по заданному алгоритму педагогом: план действий. Используется раздаточный материал, журналы, раскраски, художественная литература (стихи и короткие рассказы). Сбор материалов – работ в папку. Общее решение- поставить тематический альбом «Что такое осень?» на классную выставку. В заключительной части занятия- обобщение и рефлексия. Каждый ученик оценивает себя по шкале «Лестница успеха». Обобщающий вывод, детям предлагается продолжить фразу: - У меня сегодня получилось….
Вывод: В настоящее время, актуальным оста тся и будет оставаться деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, т. к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и уч т индивидуальных особенностей каждого ученика, что однозначно, обеспечивает рост его творческого потенциала, созда т основу для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе. Организация системно - деятельностного подхода в коррекционной работе способствует преодолению трудностей речевой коммуникации детей, созданию условий для положительной мотивации учения.