Папки-передвижки

Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования

Юлия Алимова
Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Системно -деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Б. Шоу

В связи с переходом на ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы вста т необходимость организации системы деятельностного подхода в коррекционной работе, который ориентирован на развитие личности обучающихся на основе базовых учебных действий. Это предполагает внесение кардинальных изменений не только в практические коррекционно- развивающие подходы, но и правильно организовать развивающую среду кабинета дефектолога. В свою очередь, данный инновационный подход ориентирован на развитие способности обучающихся к освоению социального опыта и саморазвитию.

Публикация «Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Сущность системно- деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности учащегося и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а включение обучающегося в процесс его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового.

Целью деятельностного подхода является- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основной результат - развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Сама организация системно-деятельностного подхода влеч т за собой внесение изменений в сложившуюся ранее систему коррекционной работы, что вста т необходимостью внести разумные коррективы в содержание, форму и организацию работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Деятельностный подход применительно к работе дефектолога предполагает полноценное познавательное развитие реб нка во всех видах его деятельности. Учитель-дефектолог должен не только помочь реб нку овладеть необходимыми для него умениями и навыками, но и создать условия их применения во всех видах его деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, учебной). В своей практической деятельности я реализую деятельностный подход на коррекционных занятиях.

Применяемые технологии: игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцируемого обучения (разные виды групп, проектная, ИКТ, здоровьесберегающие. Формы организации: групповая работа, работа в паре и индивидуальная.

Алгоритм деятельности на занятии обучающихся и педагога :

Развивающее пространство: целевое пространство, поисково-продуктивное и рефлексивное.

Целевое пространство- создание проблемной ситуации или создание проблемы. Использование побуждающих и подводящих диалогов. Это могут быть вопросы педагога, дополнительная информация, тесты,а так же ключевые слова и всевозможные практические средства, используемые на занятии. Цель педагога: вызывать у детей желание «добывать знания», замотивировать.

Следующее пространство поисково-продуктивное или иными словами это организация деятельности. Обсуждение участниками процесса созданной учебной проблемы в целевом подпространстве. Вследствие чего, определяется цель занятия, широко используются опоры, наводящие вопросы, это могут быть незаконченные фразы. Используемые средства, при мы и формы коррекционно-развивающего занятия очень разнообразные. Моделирование алгоритма для создания продукта деятельности предполагает предварительную подготовку к занятию. Цель дефектолога на данном этапе: заинтересовать обучающихся и направить их на постановку цели занятия, направить действия детей на создание продукта деятельности.

Очень важно научить детей работать в группе.

Работа в группах сотрудничества предусматривает:

1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2) Распределение заданий внутри группы (распределение ролей)

3) Индивидуальное выполнение задания с возможным включением взаимопомощи.

4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).

6) Подведение итогов группового задания.

Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

1. Понаблюдать

2. Прочитать в книге

3. Найти в библиотеке, в интернете

4. Спросить у взрослых

5. Провести исследование

Рефлексивное пространство – отч т о создании продукта деятельности обучающихся. Это может быть самооценка, взаимооценка, познавательная или эмоциональная рефлексия.

Демонстрация на примере коррекционного занятия по обобщающей лексической теме «Осень». Организационная форма: групповая. Технологии: проектная, ИКТ, здоровьесберегающие, элементы проблемного обучения. Продукт деятельности: создание мини–проекта, по протяж нности: краткосрочный- 1 занятие. Тема занятия: «Что такое осень?».

Задачи: коррекционно-образовательная- обобщить знания о признаках осени;

коррекционно-развивающие- использовать в активном словаре слов-признаков, формировать базовые коммуникативные учебные действия (умение работать в группе);

коррекционно- воспитательные- умение работать в группе, воспитывать любовь к природе. Создание проблемы: дети прослушивают аудиозапись «Звуки осени». Называют услышанные звуки и определяют к какому времени года они относятся. В подводящем диалоге сообщается проблема. Нацеливание на создание тематического альбома «Что такое осень?». Определяется цель занятия: обобщение по лексической теме «Осень». Второй этап занятия занимает большую часть времени, где ребята создают продукт – тематический альбом «Что такое осень?». Распределение ролей в группе: художник, писатель, журналист, эксперт, редактор. Для каждого ученика выбирается такая точка самоконтроля, с которой он достигнет нужного результата. Работа осуществляется по заданному алгоритму педагогом: план действий. Используется раздаточный материал, журналы, раскраски, художественная литература (стихи и короткие рассказы). Сбор материалов – работ в папку. Общее решение- поставить тематический альбом «Что такое осень?» на классную выставку. В заключительной части занятия- обобщение и рефлексия. Каждый ученик оценивает себя по шкале «Лестница успеха». Обобщающий вывод, детям предлагается продолжить фразу: - У меня сегодня получилось….

Вывод: В настоящее время, актуальным оста тся и будет оставаться деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, т. к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и уч т индивидуальных особенностей каждого ученика, что однозначно, обеспечивает рост его творческого потенциала, созда т основу для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе. Организация системно - деятельностного подхода в коррекционной работе способствует преодолению трудностей речевой коммуникации детей, созданию условий для положительной мотивации учения.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 11:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с обучающимися в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Алимова (УИ 662252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД