Папки-передвижки

Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»

Бодянская юлия
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
▼ Скачать + Заказать документы

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.

Публикация «Консультация „Сказкотерапия — теория и применение“» размещена в разделах

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии. (Книга по сказкотерапии написана в 1998 году. Считает сказкотерапию действенной формой работы).

Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом. Сказкотерапию можно назвать детским методом лишь потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Задачи сказкотерапии :

1. Сформировать в человеке способность к обучению, саморазвитию, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.

2. Развить умение видеть оборотную сторону проблемы.

3. Пробуждение Веры в собственные силы. При этом важно не путать веру с надеждой. Как ни странно, но именно надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать.

Сказкотерапия включает в себя :

• Сочинение сказок

o интерпретация (истолкование, объяснение, разъяснение,

o переписывание сказок,

o дописывание,

o сочинение новых сказок и историй.

• Постановка сказок

o сказки на песке,

o театрализованные игры,

o кукольные спектакли.

Рассказывание сказки

o групповое: придумывание по кругу,

o рассказывание по кругу известной сказки;

o индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица.

• Куклотерапия

o пальчиковые,

o теневые куклы,

o марионетки.

• Рисование сказок

o психодиагностическое рисование, (требует специальных знаний и подготовки)

o спонтанное волшебное рисование.

• Анализ сказок

o решение открытых сказочных задач,

o исследование образов.

Сказочная имидж-терапия.

Какой материал можно использовать? Сказочные формы очень многообразны.

Многообразие сказочных форм. Виды сказок

Метафоры — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. Люди используют метафоры в речи постоянно, даже не замечая. Любая метафора в речи будет оказывать воздействие на то, как вы сами или ваш собеседник воспринимает разговор или ситуацию.

Виды метафор.

Пословицы и поговорки

Истории — яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения.

Истории могут быть рассказаны от первого лица, повествуя о событиях личной жизни рассказчика, или от третьего (прием «кавычек»,

Например. «Однажды, не знаю, почему мне вспомнилась эта история, я был в неком городе и так же волновался, как сейчас, наверно, волнуетесь Вы. Мне предстояла встреча с неизвестным мне человеком. и исход нашей встречи мог повлиять на всю мою дальнейшую жизнь.» Или: «Один мой знакомый однажды оказался.»

Притчи. Относительно краткие, афористичные рассказы дидакто-аллегорического жанра, отличающихся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка. Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главные герои, замкнутые в рамки определенных комбинаций душевных черт, предстают не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Притчи — универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара»).

Легенды — устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей. В современном обиходном значений легендами часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтичностью и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующие на достоверность в прошлом.

Поэзия - стихотворные произведения, в отличие от прозы специально организованные при помощи рифмы и ритма. Представляют собой квинтэссенцию некой грани жизненного опыта в метафорическом воплощении, благодаря чему могут преодолевать как культурно-исторические, так и временные ограничения. Практически безукоризненно вписываются в любую картину мира.

Сказки от других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру фантазии. Однако под этими пестрыми одеждами всегда скрыта некая истина, в донесении которой до сознания внимающих и есть предназначение сказки.

Виды сказок.

Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. В художественных сказках присутствует и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический.

Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературе называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. В этом содержатся чрезвычайно важные для психолого-педагогической практики идеи:

1. Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для формирования оптимизма, развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытания, а то, что досталось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Наиболее доступны для понимания маленькими детьми, лучше всего передают жизненный опыт, поскольку дети до пяти лет идентифицируют себя с животными.

Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Бытовые сказки уместны при работе с подростками, направленной на фомирование образа семейных отношений.

Страшные сказки про нечистую силу – ведьм, упырей и пр. В современной детской субкультуре существуют сказки-страшилки, с помощью которых дети приобретают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «квинтэссенция» (самое важное) жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Содержат знания об уникальности взгляда на мир отдельного человека, рассказывают о частных сторонах жизни, что является важным для миропонимания.

Дидактические сказки – содержание их сюжета носит обучающий характер.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.

Психотерпевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий.

Медитативные сказки предназначены для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.

Анализ сказок. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки остаются неосознанными. Анализ сказки поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.

Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем, информация об этом зашифрована в сказочных образах.

Анализ сказок с детьми. Выбор сказки для анализа с детьми может осуществляться по ряду оснований:

• наличие определенной проблемы, тогда подбираются сказки, соответствующие проблеме (создавать банк данных);

• интерес ребенка к определенной сказке;

• спонтанный выбор.

Решение сказочных задач

Сказочная задача, предлагаемая ребенку, должна отвечать следующим требованиям:

1. Задачу задает сказочное существо (ведущий или кукла).

2. Сказочные задачи служат испытаниями (ситуация выбора дороги и т. п.)

3. Ситуация не должна иметь правильного ответа, который известен только ведущему.

4. Образы, герои и события должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.

5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему: преодоление препятствий (особенно, если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм); самоорганизация и прогнозирование своих действий (если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. п.

6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи.

Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более он будет адаптированным к жизни. Таким образом, работа с детьми в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует :

1. Развитию творческого мышления ребенка.

2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).

3. Развитию фантазии и воображения.

4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

5. Развитию эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания) и умению слушать.

Рассказывание сказок позволяет решить психодиагностические и психокоррекционные задачи:

1. Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов и смысла изложения.

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Развитие умения выражать свои мысли.

4. Развитие способности слушать другого.

5. Развитие способности умения стать на место другого.

Сочинение сказок. Сочиняя сказки нужно обращать внимание на следующие моменты:

1. Основная тема.

О чем эта сказка. Причем наш ответ может отличаться от мнения автора. Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него актуальной, о чем он размышляет, что ищет.

Чему учит сказка? Ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути развития автора сказки, рассказывают о его ценностных ориентациях, о взглядах на мир.

2. Линия главного героя.

Выделяем ряд моментов:

• отношение главного героя к себе;

• мотивы поступков героя;

• способы преодоления героем трудностей;

• восприятие окружающего мира и отношение к нему;

• способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.

Важно установить с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его Я. Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.

Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, которая позволяет достичь следующих результатов: развитие речи; развитие эмоциональной и моторной адекватности; развитие коммуникативных навыков.

Имидж-терапия позволяет человеку реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыть свои потенциалы.

Сказочное рисование подразделяется на две группы методов:

1. Проективное диагностическое рисование;

2. Спонтанное рисование.

Проективное диагностическое рисование с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

Спонтанное рисование подразумевает изготовление специальных «объемных» красок и рисование ими. В процессе систематического использования техники спонтанного рисования у ребёнка появляется возможность осознать скрытую созидательную силу и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свои потенциалы.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап

Назначение

Содержание

1. Ритуал «входа»

Создать настрой на совместную работу

Коллективное упражнение.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.

3. Расширение

Расширить представление ребенка о чем-либо

Ведущий рассказывает новую сказку.

4. Закрепление

Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка

Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии

6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта, отмечает детей за их заслуги и т. п.

7. Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнениями. Ведущий: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».

Сказкотерапия в полном объёме может использоваться воспитателями во внеурочных занятиях, классными руководителями на классных часах, но это не значит, что элементы сказкотерапии нельзя использовать на уроках. Учебники по чтению содержат разнообразные по видам сказки. Работа с ними предполагает различные виды деятельности. В том числе анализ, чтение по ролям разные виды пересказа и т. д.

На уроках письма я использую грамматические сказки, цель которых привлечь внимание к изучаемому материалу, сделать его доступным, понятным, вызвать определённые эмоции, т. к. психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

5 класс. Тема: «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю, я».

Живёт в стране Грамматика известный фокусник Мягкий Знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала тёплой банькой. Расхвастался Мягкий Знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял. Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?

7 класс. Тема: Обращение».

Узнайте сказку

В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.

-Реченька, укрой меня!

- Печенька, спаси меня!

Даётся задание назвать сказку, чему учит, отслеживается учебный материал.

Элементы имидж-терапии. Волшебники. Предлагаю детям представить, что они волшебники, работающий у доски ученик – главный волшебник. Превращать будем слова. Н. : существительные надо превратить в прилагательные (зима – зимний и т. д.)

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Презентация «Добыча соли, ее применение» Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка» МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли,.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2.Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.

Применение опорных сигналов в курсе математики 5–11 классов В курсе математики часто прибегают к опорным сигналам для лучшего усвоения нового материала. Приведу несколько примеров их использования.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 16:35
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»» (включая файлы) размещена пользователем Бодянская юлия (УИ 2161210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД