МААМ-картинки

Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками

Анна Неуютнова
Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Публикация «Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками» размещена в разделах

Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии :

- формировать представление о внутреннем мире человека;

- развивать умение чувствовать и понимать другого;

- развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

- снижать уровень тревожности и агрессивности;

- развивать умения преодолевать страхи.

Выделяют несколько видов «лечебных» сказок :

1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребёнку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия («Волк и семеро козлят», «Репка»).

2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие). Расширяют знания ребёнка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях («Три медведя», «Муравей и голубка»).

3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребёнка и выявляют его отношение к миру («Сон Колобка», «Сказка о Солнышке»)

4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение (воспитатель придумывает сам, например «Волшебный лес»).

5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребёнок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах («Сказка про храброго зайца»).

Требования к работе со сказкой :

Уместность - психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность).

Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.

Дозированность. Нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были… Начало сказки, встреча с ее героями.

И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребёнка.

Из-за этого…Показано, в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация… Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка…Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Формы работы со сказками :

- Чтение и анализ сказки;

- Рассказывание сказки;

- Сочинение сказки;

- Инсценирование сказки;

- Иллюстрирование сказки;

- Куклотерапия.

Вывод:

Сказкотерапия в ДОУ :

- это способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.

- в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

- работа со сказкой направлена непосредственно для помощи ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем). Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подбирать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками. Четвёртый обожает рисовать. То как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа) Для обогащения развивающей среды группы - содержимого Речевого и Театрального центров и содействия в реализации плана самообразования по.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 10:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками» (включая файлы) размещена пользователем Анна Неуютнова (УИ 2073444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД