Ирина Картамышева
Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду наблюдаются дети с агрессивным поведением, что приводит к ухудшению психологического климата в группе, которую посещает ребенок.
Известно, что такие дети не могут контролировать свои поступки. Часто агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстникам, не доброжелательны к ним, не доверяют им, не проявляют желания бескорыстно поделиться с ними или помочь. У агрессивных детей реакции на успехи партнера неадекватны. У них формируется внутренний взгляд, враждебный по отношению к другим. Дети, не имеющие в своем поведении другого, положительного опыта считают агрессивное поведение приемлемым.
Публикация «Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников» размещена в разделах
Агрессивное поведение вызывает беспокойство педагогов и родителей. Для того, чтобы оно не сохранилось, как устойчивая форма и не трансформировалось в устойчивое качество личности необходимо проводить коррекцию агрессивного поведения.
Наиболее эффективным психолого-педагогическим методом коррекции агрессивного поведения является сказкотерапия – «лечение» сказкой, погружающей ребенка в сказочный мир, где на примере персонажей он сможет осознавать свои проблемы, увидеть себя со стороны. Именно в дошкольном возрасте ребенку наиболее притягательны и понятны сказки. Важно направить профилактическую работу с агрессивными детьми на устранение причин агрессивного поведения и на отношения ребенка к своему поведению.
Специфика сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста заключается в следующих особенностях ее применения:
• сказку необходимо подбирать или сочинять в соответствии с ситуацией, возрастными и личностными особенностями ребенка;
• сказкотерапию проводить не более 30 минут, иначе ребенку будет трудно воспринимать информацию;
• в сказке обязательно должен быть отрицательный персонаж, которого нужно победить или помочь ему измениться;
• важно, чтобы у ребенка и антигероя были общие черты;
• антигерой должен решить какую-то задачу, научиться чему-то и преобразиться;
• должны быть помощники, друзья, помогающие антигерою исправиться, например, поверить в себя и свою силы, в дружбу, любовь или успокоить его, снять эмоциональное напряжение, тревогу, страхи;
• возможно, придется переписать сказку, в случае, если ребенку не понравится ее содержание – изменить сюжет может сам дошкольник, который сочинит новый сюжет, подходящий к его внутреннему состоянию;
• рассказывать сказки и делать их дальнейший анализ, что развивает у детей воображение, помогает понять главную проблему и найти ее правильное решение;
• в качестве материала для графического анализа и сбора информации о ребенке использовать рисунок, на котором ребенок изобразит того, с кем или с чем он ассоциирует себя;
• оценивать героя, что в нем плохого или хорошего;
• сказка должна заканчиваться позитивно:
конфликты и проблемы положительно разрешены;
главный персонаж получает какую-то награду взамен его прошлой жизни.
Такие сказки при систематической и последовательной работе помогают решать детям различные психологические проблемы.
Ребенок глубже сможет погрузиться в сюжет, если взрослый будет эмоционален во время прочтения сказки, читать ее с выражением, делать логические паузы. После прочтения необходимо с малышом обсудить сюжет, задавая ему вопросы, например: «О чем сказка?», «Что запомнилось в сказке больше всего?», «Что понравилось?», «Какие герои больше всего запомнились? Почему?», «Что случилось с главным персонажем? Почему?», «Какие возникли чувства?», «Какое настроение после сказки?», «Случается ли такое в жизни?», «Чему учит нас эта сказка?».
Агрессия является одним из самых сложных проявлений, часто представляющих собой проблему безопасности для самого ребенка и окружающих его людей.
Опыт работы в детском саду показывает, что сказкотерапия является эффективным методом в коррекционной работе с детской агрессивностью, ведь в сказке открывается реальная возможность бороться со сложными ситуациями и негативными эмоциями, решать возникшие конфликты.
Использование сказкотерапии снижает у старших дошкольников агрессию, влияет на развитие интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, учит малышей быть доброжелательными со сверстниками, повышает уровень саморегуляции, улучшает самооценку.
Список использованной литературы:
1. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А. А. Романов. – М. : Сфера, 2007. - 47 с.
2. Панфилова, М. А. Игротерапия общения / М. А. Панфилова. – М. : «ГНОМ и Д», 2007. - 160 с.
3. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова: Комплексная программа. – СПб. : Речь, 2010. - 416 с.
4. Кэмпбелл, Р. Как управляться с гневом ребенка / Р. Кэмпбелл. – СПб. : Мирт, 2008. - 192 с.
5. Ермакова, И. Психологические игры и упражнения: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии / И. Ермакова. – М. : Корона Принт, 2006. - 48 с.