Папки-передвижки

Словарь основных логопедических терминов

Дубовицкая Яна
Словарь основных логопедических терминов

Словарь основных логопедических терминов

Цель: оказание помощи родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также воспитателям логопедических групп и начинающим логопедам в понимании сложной логопедической терминологии

Задачи: знакомство с основными терминами, применяемыми в логопедии и дефектологии

Логопедический словарь

Публикация «Словарь основных логопедических терминов» размещена в разделах

Автоматизация звука – это процесс закрепления правильного произношения звука в речи (в слогах, словах, предложениях, связной речи). Очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.

Аграмматизм - нарушение речи, характеризующееся затруднением или неспособностью воспринимать и выстраивать грамматические конструкции – фразы, предложения, тексты.

Алалия - это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

Алалия моторная - это синдром, характеризующийся частичным недоразвитием или полным отсутствием речи у ребенка с сохранным слухом и интеллектом.

Алалия сенсорная - непонимание речи при сохранном физическом слухе и первично сохраненном интеллекте, вторичное недоразвитие собственной речи.

Амбидекстр - человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Амбидекстрия - врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

Амимия - полное отсутствие мимики; отсутствие возможности выражать свои мысли и эмоции посредством мимики лица, глаз и жестов.

Анартрия (отсутствие речи) – это наиболее тяжелая степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и голосовых реакций, при этом способность понимать написанное, услышанное, письмо не страдают. В основе лежит нарушение нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего коррекцию звуков языком, зубами и щеками. При этом человек либо вовсе не способен произнести ни звука, либо может выдать отдельные гласные, какие-то слоги. Одновременно возникают сложности с жеванием и глотанием.

Анкилоглоссия - укороченная подъязычная связка (складка, соединяющая дно полости рта и середину языка). Это малая врожденная аномалия челюстно-лицевой области, основным фактором риска которого считается наследственность. Анкилоглоссия у детей может вызывать проблемы вскармливания, становления речевой функции, развития зубочелюстной системы. Обычно является причиной механической дислалии.

Аномалия - отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; может быть врожденной и приобретенной.

Антиципации - предвосхищениие и уподобление одного слога другому, замена предшествующих звуков последующими. Например, ребенок заменяет слоги в слове: «баририна» - балерина, «деверья» - деревья, «нананасы» - ананасы.

Апраксия - это двигательное расстройство (потеря способности выполнять целенаправленные действия, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга. Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.

Методикой артикуляционной гимнастики должны владеть логопеды, воспитатели логопедических групп, а также родители детей, имеющих речевые нарушения.

Артикуляционный аппарат - это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости, которые участвуют в производстве звуков речи и голоса.

Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Это сложный двигательный акт произнесения звуков речи. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Аутизм - нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.

Афазия - частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. При данной патологии возникают серьезные трудности в общении с другими людьми, нарушается восприятие окружающего мира.

Афония - отсутствие голоса; при данном состоянии возможна только шёпотная речь. Дисфония – изменение отдельных свойств голоса при сохранности его как такового.

Баттаризм (парафазия) - нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

Брадилалия - состояние, при котором воспроизведение речи замедляется из-за неправильной работы артикуляционного аппарата. Малыши с таким заболеванием говорят очень медленно, с трудом проговаривая слова, особенно длинные, делая заметные паузы в предложениях.

Вербальный - словесный.

Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Гаммацизм - недостаток произношения звука [Г].

Гимнастика речи активная (см. артикуляционная гимнастика) - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т. е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

Гиперкинез - насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Гипертрофия - увеличение объема органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

Голос - это сложный процесс воспроизведения множества звуков при помощи голосового аппарата (вследствие колебания голосовых связок) при разговоре, пении, смехе и пр.

Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Дефектолог - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

Дефекты речи – это искаженное произнесение звуков, которое возникает в результате нарушений в работе речевого аппарата.

Диалог - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

Дизартрия - это нарушение работы речевого аппарата, связанное с расстройством иннервации артикуляционных мышц. Стертая (легкая) дизартрия - расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение.

Дисфония - нарушение голоса по тембру, силе или высоте. При таком состоянии голос может быть слабым, хриплым или невнятным. Это неполное нарушение голоса, потому что голос присутствует, но он изменен.

Двуязычие или билингвизм - одинаково совершенное владение двумя языками (родным и неродным).

Дыхательная гимнастика - специальный комплекс упражнений для коррекции проблем с дыханием в логопедии.

ЗПР (задержка психического развития) - это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление). ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе.

ЗРР (задержка речевого развития) - это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития - это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

Звукоподражание (речевое подражание) - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только с усвоением в разные сроки. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.

Зеркальная речь - воспроизведение слов (услышанных, прочитанных, произносимых спонтанно) в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова, т. е. задом наперед (с конца).

Импрессивная или пассивная речь - это восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.

Интонация - (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.

Итерации физиологические - повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

Каппацизм - недостаток произношения звука [ К ].

Картавость - нарушение произношения звуков Р и Л.

Коррекция - исправление каких-либо недостатков; напр., коррекция речи.

Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики, и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т. п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Ламбдацизм - неправильное произношение звука [ Л ].

Леворукость - врожденное или вынужденное преимущественное пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.

Лексика – это словарный состав языка, т. е. вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта.

Лепет (лепетная речь) - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Стадия лепета – 4-5 мес. -19-20 мес. При тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

Логоневроз (заикание) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Логопат - человек, имеющий нарушение речи.

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся ранним выявлением и коррекцией различных речевых нарушений у детей и взрослых.

Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж (логомассаж) - это техника прямого воздействия пальцами или специальными приспособлениями (зондами, шпателями, насадками) на мышцы участвующие в работе артикуляционного аппарата (лица, головы, шеи, языка, щек, губ, нёба). Его цель – нормализация мышечного тонуса.

Логопедическая ритмика (логоритмика) - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логорея - это специфическое речевое расстройство, заключающееся в неконтролируемой бессвязной речевой продукции, когда бессмысленная, нерегулируемая волей многоречивость сочетается с ускоренным темпом речи.

Логофобия - (logos-учение, phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи; навязчивый страх перед речью, связанный с логоневрозом (заиканием) и мутизмом.

Макроглоссия - патологическое увеличение или утолщение всего языка либо отдельных его частей (кончика, спинки, боковых поверхностей).

Межзубная шепелявость - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

Мелодика речи - повышение и понижение тона голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Это тональный контур речи.

Микроглоссия - это недоразвитие или уменьшение размеров языка вследствие врожденных аномалий либо приобретенных заболеваний. Характеризуется наличием видимого дефекта (язык уменьшен в размере).

Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности; при снижении слуха модуляция голоса нарушается, что делает речь монотонной.

Моторика - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

Мутизм или немота - это состояние, когда человек не разговаривает, но при этом у него сохранены функции речи, слуха и способность понимать речь окружающих.

Назализация - приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение речи - различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь - повторенная за кем-либо речь; представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз).

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук; они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Подвижность голоса - способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи - способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука, двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука, и затормаживание старых дефектных.

Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Растормаживание речи у детей - активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Речь - форма общения, опосредованная языком.

Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы речевого аппарата.

Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи, является компонентом речевого слуха.

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки. В просторечье называют «гнусавостью», так как звуки приобретают характерное носовое звучание.

Ринофония - изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ритм речи - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика - теория и мастерство гармоничной речи. Риторика является одним из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

Саливация или слюноотделение - выделение слюнными железами слюны. Гиперсаливация – обильное слюноотделение, например как характерный симптом при дизартрии.

Сигматизм - недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Сила голоса - зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Словарь активный - наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Словарь пассивный - запас понимаемых слов.

Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). Смешение вуков — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

Спонтанная речь – это речь самопроизвольная, вызванная не внешними воздействиями, а внутренними причинами.

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

Тембр - индивидуальная окраска голоса.

Тремор – дрожание.

Уранопластика - оперативное закрытие щели твердого неба.

Ураностафилопластика - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.

Утрированное произнесение - неторопливое четкое произнесение, с акцентом на автоматизируемый звук.

Фобия речи - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате.

Фонация – процесс голосообразования. Нарушение фонации — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

Фонема - звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

Френулотомия - рассечение, или подрезание, уздечки. В ходе вмешательства врач-хирург выполняет поперечный разрез, стягивает его и накладывает шов.

Хейлопластика - оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.

Эхолалия - это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания.

Язык - важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Публикации по теме:

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Игры-этюды на выражение движений и основных эмоцийИгры-этюды на выражение движений и основных эмоций «Усталость» Вова весь день помогал бабушке в огороде. Они пололи и поливали. И вот, когда все дела были сделаны, Вова почувствовал, как.

Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык «Mein deutsches Vokabelheft»Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык «Mein deutsches Vokabelheft» Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык («Mein deutsches Vokabelheft»). В процесс обучения немецкого.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Дидактическое пособие по закреплению знания основных цветовДидактическое пособие по закреплению знания основных цветов Дети 3-4 лет, придя в детский сад, еще не все знают основные 4 цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Поэтому на занятиях воспитатель знакомит.

Консультация для родителей «Упражнения в основных движениях»Консультация для родителей «Упражнения в основных движениях» Консультация для родителей:"УПРАЖНЕНИЯ В ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЯХ"Одна из главных задач физического воспитания – совершенствование у детей основных.

Копилка логопедических находок и идейКопилка логопедических находок и идей Я работаю логопедом 8 лет и все это время узнаю что-то новое, а хочу знать и главное уметь ещё больше! В детском саду у меня есть отдельный.

Краткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возрастаКраткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возраста Краткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словарь основных логопедических терминов
Опубликовано: 30 октября 2022 в 14:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД