Наталья Аничкина
Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и сущность народных подвижных игр
Игра - основной, ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических игр до сложно-ролевых игр с правилами, поэтому в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.
Публикация «Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.
Передовые представители педагогики и культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А Колоцца, Г. А. Виноградов, и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения.
Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (например, на севере распространено оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство, что находит отражение в народных игра.
Основным условием внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром игр, а также методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения детьми игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации.
В связи с этим одна из основных задач педагога заключается в том, что бы научить детей играть активно и самостоятельно.
Следует отметить, что большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Среди игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.
Содержание и характер действий детей в сюжетных народных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни, повадках животных и т. д. (например, «Ястреб и утки», «Мак», «Редьки» и др.).
В бессюжетных народных играх действия людей не связанны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами (например, «Ловишки», «Жмурки»).
Народные игры-забавы содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам.
Наряду с народными играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (например, «Салки», «Прядки», создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, кроме оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.
Следует отметить, что подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет детям возможность развивать познавательный интерес.
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированны ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.
Для детей дошкольного возраста ценными являются подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству народные подвижные игры, больше, чем другие виды, формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей.
Народные подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Неповторимый колорит народным подвижным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки.
Детей дошкольного возраста в народных подвижных играх привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.
В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
Организация и проведение народных подвижных игр имеют свою специфику. Основные особенности заключаются в следующем:
1. При определении величины интеллектуальной, эмоциональной или физической нагрузки необходимо опираться на возможности детей или группы детей, имеющие одинаковые заболевания или отклонения в психофизическом развитии. Этим во многом обусловлен выбор проведения игры – индивидуальная, групповая (в малых группах, в развернутых группах – коллективная). Не допускается большое число участников игры в группе соматически ослабленных и маленьких детей, что лишает их возможности быть активными в игре, а взрослых - осуществлять оперативный контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
2. Следует с осторожностью относиться к применению игр, которые носят соревновательный характер, поскольку, как правило, соматически ослабленные дети с нарушением психофизического развития имеют повышенный уровень тревожности, а ситуация соревнования может стать для них психотравмирующей.
3. Подведение итогов соревнования должно проводиться осторожно, причем необходимо отметить заслуги каждого участника игры, даже если они были незначительными. Между тем, резкая смена возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ребенка, его эмоциональное состояние не только в данный момент времени, но и в течение всего дня.
4. При организации и проведении народных подвижных игр необходимо учитывать не только физическую сторону нагрузки, но и эмоциональную. Поскольку, если у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизует их резервные возможности, то для еще не окрепших, ослабленных детей, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания, большая эмоциональная нагрузка может оказаться чрезмерной и превысить их физиологические возможности.
5. Необходимо правильно расставить детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя предлагать в игре активные роли, а следует использовать их в качестве своих помощников.
6. При проведении игры в задачу, которой входит улучшение функции дыхания (наряду с общефизиологическим тренирующим воздействием) необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не следует поднимать высоко плечи, а нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, не через рот).
7. При распределении ролей в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора воспитателя должен быть не громкий, но достаточно строгий. С робкими, тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение таких детей надо отмечать, тем самым, придавая уверенность в своих силах.
8. Нельзя предлагать ослабленным детям несколько игр подряд, которые требуют длительного сосредоточенного внимания дошкольников, большой нагрузки на зрительный слуховой анализаторы, речевые центры, одни и те же мышечные группы или отработки одного же навыка, что приводит к их быстрому утомлению
9. Нельзя недооценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряя ненужное честолюбие возбудимого ребенка, всегда желающего быть первым, уступать его просьбам и давать ему подряд первые активные роли в игре в ущерб малоактивным детям.
Таким образом, игра не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.
В процессе игр развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность, развиваются волевые процессы, развивается рефлексия в поведенческом плане. Ребенок учит ставить цель и добиваться ее.
В народных подвижных игах наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей
Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, на развитие пространственных, временных ориентировок, позволяет ребенку ориентироваться в окружающей обстановке.
Развитие выносливости способствует укреплению организма, укреплению сердечно-сосудистой системы. Дыхательной и костно-мышечной систем, улучшает функционирование всего организма, повышается работоспособность. Оно влияет на нравственно-волевые качества (настойчивость упорство, Что в итоге помогает подготовить ребенка для обучения в школе.
От развития силы зависит развитие других психофизических качеств.
Таким образом, народная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчинятся общим правилам, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помочь друг другу развивает чувство ритма.