Получи документы

Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Юлия Червякова
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Сообщение для воспитателей

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Публикация «Консультация для воспитателей „Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Задачи поликультурного воспитания дошкольников :

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире;

- приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре, которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» :

- игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- уголок краеведения («изба», комната быта и прочее);

- образцы народного быта;

- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

- художественная литература (сказки и легенды народов региона).

Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка;

- этнические мини-музеи.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними. Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.

Но детям раннего возраста сложно даются такие понятия, как поли культурность, национальность, толерантность. Ведь для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Миссия дошкольного образования - сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире. Поэтому в раннем возрасте важно начать с таких понятий как доброта, уважение, милосердие.

Работая по поликультурному воспитанию детей, я использую такие формы работы как:

1. Ежедневное чтение (сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы по устному народному творчеству

3. Народные подвижные и словесные игры на прогулках и в группе

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций

5. Дидактические игры на занятиях и свободной деятельности

6. Театрализация народных сказок куклами би-ба-бо, на фланелеграфе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок

7. Пение народных песенок, потешек игра на музыкальных инструментах

8. Развлечения, досуги

9. Рисование, лепка по народному творчеству

10. Пальчиковые игры.

Методы поликультурного воспитания :

воспитание дружелюбных отношений между детьми, умение мирно решать возникающие конфликты, даже если в группе есть дети другой национальности.

насыщение предметного окружения детей.

разучивание песенок, потешек разных народов.

игра в подвижные игры других народов.

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно внедряется в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

Особое внимание нужно уделять укреплению связей с родителями. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: принимали участие в проведение различных утренников, развлечений, русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях.

В уголках для родителей должен обновляться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

Рекомендации для педагогов

Условия эффективности поликультурного образования в ДОУ :

Наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции развития поликультурного образования и Программы воспитания поликультурной личности.

Опора на возрастной и индивидуальный подход в реализации задач воспитания.

Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для проведения подобной работы с подрастающим поколением.

Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного воспитания.

Наличие организационно – методических возможностей для осуществления такой работы (материальных, организационных, психолого – педагогических и методических).

Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 20:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД