Получи документы

Опыт работы «Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»

Светлана Гришина
Опыт работы «Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения (из опыта работы учителя-дефектолога).

Нарушение зрения, играющего очень важную роль в развитии ребенка, сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и др. псих. функций.

Публикация «Опыт работы „Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

В нашем МБДОУ д/с № 16 «Тополек» существуют дошкольные группы коррекционного типа для детей с нарушениями зрения. В последнее время увеличилось число детей, имеющих сложный зрительный дефект органа зрения. В основном, дети с такими диагнозами, как косоглазие, амблиопия, гипертропия, миопия. У этих детей наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия. У этих детей оно отличается большей замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Зрительные представления менее четки и ярки. Нередко наблюдается среди наших детей трудности в пространственной ориентировке, социально-бытовой ориентации. Дети быстро утомляются, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Недостаточно развита моторика рук, моторная и зрительно-двигательная координация, нет согласованности движений глаз и рук. Поэтому, игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психологического развития, становления индивидуальности и формирования жить сообща. Игра служит эффективным средством, преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения и является основным методом коррекционно-развивающего обучения для этих детей.

Согласно программам специальным (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной, свою коррекционную работу в играх я веду по 4 разделам:

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие осязания и мелкой моторики.

3. Социально-бытовая ориентация.

4. Зрительно-пространственная ориентировка.

Исходя из этих разделов, в своей работе я ставлю следующие задачи:

I.

• развивать зрительные реакции на предметы окружающего мира, формировать зрительно-двигательные умения, планомерно и целенаправленно обследовать предметы, картинки

• учить отличать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации группы предметов.

• учит отличать величину реальных предметов, зрительно анализировать, сличать.

• учить отличать геометрические фигуры и объемные геометрические тела, обучать использованию их формы, как эталона.

II.

• формировать представления о строении и возможностях рук, знакомить с расположением и названием, назначением пальцев. Обучать различным действиям рукой, отдельных пальцев, различать пластику и ритм ласковых, строгих и других видов действий рук.

• формировать умение и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, обучать приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

• учить выделять сенсорные эталоны формы, формировать приемы обследования предметов, животных.

• учить выделять сенсорные эталоны осязательных признаков предметов, дифференцировать различные признаки предметов.

• учить использовать приемы осязания при знакомстве и общении с человеком.

III.

• учить ориентироваться на собственном теле.

• развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.

• учить определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, обозначать словесно.

• развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, стола, фланелеграфа; учить располагать предметы в названных направлениях микропространства; ориентироваться по схеме.

IV.

• расширять представления о предметном мире.

• формировать компельсорные способы ориентировки на улице.

• продолжать знакомить с собственным телом, раскрывая функциональные возможности организма.

• учить понимать мимику и жесты, оценивать эмоциональное состояние человека.

Для преодоления отставания в программе провожу специальные индивидуальные и подгрупповые занятия по обучению детей в игре. К каждому разделу подбираю соответствующие игры, опираясь на результаты диагностического обследования людей.

Много времени уделяю работе с детьми на восприятие цвета, т. к. это свойство не м. б. выделено практически. При восприятии цвета учу детей пользоваться только зрительно-перцептивной ориентировкой. Провожу следующие игры: «Цветные кубики», «Посади бабочку (жука) на цветок», «Разноцветные шары», «Составь букет», «Подбери чашку и блюдце», «Что изменилось?», «Подбери все зеленые предметы», «Где спрятан шарик?».

При восприятии формы планирую следующие игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди свою фигуру», «Составь узор», «Чей домик?», «Узнай на ощупь (по описанию)», «Обведи по трафарету», «Выложи г. ф. из палочек и др.», «Танграм».

Вычислять величину детей учу практически. При проведении игр на восприятие величины стараюсь проводить параллельно с играми на восприятие формы т. к. дети овладевают способом проб на разном материале. («Составь пирамидку», «Кто выше, кто ниже?», «Расставь по высоте; разложи по величине», «Опусти шарик в коробку», «Спрячь шарик в ладошках», «Поставь по следу», «Три медведя», «Ассорти» и др.). В таких играх как : «Чего не хватает?», «Что это такое?» учу детей видеть, что внешний вид предметов может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотреть, что целый предмет может состоять из отдельных частей, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается.

Без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений и ориентировки в нем. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развитие движений, малая двиг. активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможность практической микроориентировки. Провожу следующие игры: «Далеко-близко», «Петрушка», «Новоселье», «Куда покатился мяч?», «Внизу- вверху», «Правильно пойдешь, игрушку найдешь», «Разложи предметы по схеме», «Космическое путешествие», «Покажи где у куклы.». На бумаге дети отражают реальные пространственные отношения между предметами (план группы; в объемном макете дома дети расставляют мебель по плану- схеме «Новоселье в новом доме»). Детям очень нравятся игры, в которых они должны прятать и находить предметы, прятаться, искать друг друга.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это, потому что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточной зрительной информации. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.

В своей работе я использую различные игровые задания, которые состоят из 2-х частей:

I. Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры) необходимые для того, чтобы снять напряженность мышц кистей, пальцев, а так же развивать их подвижность и гибкость.

II. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих чувствительность и мелкую моторику.

Это такие игры, как: «Построй домик»(по образцу, памяти, произвольно, «Собери матрешку (пирамидку)», «Чашки-вкладыши», «Поможем Золушке (сматывание ниток, перебирание косточек, крупы, пуговиц)», «Составь узор из резиночек (на станках)», «Найди все шелковые (шерстяные) ткани», «Отбери все металлические (деревянные, резиновые) предметы». В играх «Чудесный мешочек», «Коробка сюрпризов» дети на ощупь обследуют одной, двумя руками, при этом развивается осязание и формируется понятие об объеме, форме, фактуре предметов.

Особенно хочу остановить свое внимание на графических играх, которые направлены на коррекцию и формирование умений письма, совершенствование тактильных и моторно-двигательных функций, на развитие зрительно-моторной координации.

Каждую графическую игру я начинаю с небольшого массажа кистей рук в игровой форме, например: «Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке. («Пили пила…»). Затем делаем пальчиковую гимнастику и приступаем к графическим играм. Каждую графическую игру начинаю с чтения стихотворного условия, которое необходимо выполнять как игровое задание: «Бегут рельсы, как река- заповедны берега», «Рельсы удаляются и не пересекаются», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы- проедет поезд запоздалый», и др. Выполнение таких заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предложенных заданий. Использую работу с трафаретами. Обводка готового контура предмета при зрительной патологии становится коррекционным способом развития образа предмета. При систематических упражнениях в обводке у детей развивается двигательный анализатор и зрительный контроль. Любят дети развивающие игры: «Лего», «Пазлы», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» (на воссоздание силуэта из геометрических фигур).

В творческих играх, совместно с воспитателями коррекционных групп, стараемся развивать творческие способности детей, умело использовать речевые приемы, воспитываем коммуникативные навыки. Дети с удовольствием показывают сказки на большом и индивидуальном фланелеграфах. В ходе работы над драматизацией литературных произведений учитываем, что дети страдают неточностью, некоординированностью движений, слабой двигательной памятью. Поэтому для формирования правильной передачи образа персонажа через движение, использую игры имитирующие движения и повадки различных животных: «Зеркало», «Где мы были?», «Обезьянки», «Сделай так». В своей работе использую игровые мимические и эмоциональные этюды: «Солдат на посту», «Возьми себя в руки», «Доброе животное», «Я болею», «Я выздоровел», «Радость», «Удивление» и др., в процессе которых дети учатся воспроизводить позы, жесты, различные эмоциональные состояния. Коррекционная направленность творческих игр позволила восполнить, обогатить представления детей о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Дети получают благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

В своей коррекционной работе уделяю внимание играм на развитие глазомера: «Найди елочку», «Построим дома», «Найди такое же», «Прокати шар в ворота»; на расслабление и конвергенцию: «Подбрось шар вверх», «Мяч в кольцо»; на развитие глазодвигательных функций: «Сколько елочек?», «Сколько раз я подпрыгну?»;

на поднятие остроты зрения, развитие цветофункций: «Раскрась сам», «Каждую бусинку на свое место», «Радуга», «Народные узоры»; на развитие зрительной памяти: «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Зрительные диктанты (на фланелеграфах)» и др.

Коррекционные задачи, которые я решаю в процессе игр- занятий, воспитатели переносят в повседневную игровую деятельность детей. Дети любят самостоятельно выбирать для себя задания и в процессе самостоятельной деятельности они закрепляют все то, чему они обучались в процессе игры-занятия. Даю задания на дом: графические игры, обведение по трафаретам и др.

В процессе коррекционно-развивающего обучения через игру у детей совершенствуются :

• зрительно-двигательная координация.

• ориентация в пространстве, микропространстве.

• развиваются точность восприятия цвета, формы, величины.

• зрительное внимание.

• память.

• тактильная чувствительность и осязание.

• мелкая моторика рук и пальцев.

• обогащается сенсорный опят, представления о себе, окружающих людях, о социальных взаимосвязях окружающего мира.

Игра способствует повышению качества коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Конспект занятия для детей с нарушением зрения III года обученияКонспект занятия для детей с нарушением зрения III года обучения онспект итогового подгруппового коррекционно-развивающего занятия для детей III года обучения (5 - 6 лет) "Помощь Деду Морозу" Цель: Развитие.

Консультация для педагогов «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» "Современные психолого-педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения" В жизни детей, как и взрослых, много проблем.

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах» Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах». Проблема обеспечения безопасного поведения.

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника» Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам,.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей: "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников" С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» 1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме: «Коррекционная направленность обучения рисованию детей.

Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Коррекционно-развивающая среда детского сада - это.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Здоровьесбережение — залог успешного коррекционно-развивающего обучения Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения «Детям совершенно так же, как взрослым, хочется быть здоровыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 3 марта 2018 в 22:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гришина (УИ 266929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД