Приложение МААМ

Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения детей со взрослыми и сверстниками

Алина Яковенко
Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения детей со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный период.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

Публикация «Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения детей со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

- иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми и сверстниками, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон:

- работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания);

- развитие мелкой моторики;

- обогащение словарного запаса (активного и пассивного);

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи (монологической и диалогической);

- подготовку руки к письму;

- обучение чтению;

- развитие интонационной выразительности, плавности речи

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих всеусложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1. Эмоциональное общение с ребенком.

Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

В своей работе с детьми для выражения эмоций мы используем игры : «Назови ласково», хороводные игры, …

2. Создание условий для общения со взрослыми и другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по-разному. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитиеобщения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

Для формирования интереса у воспитанников к общению со взрослыми и сверстниками мы уделяем огромное внимание созданию непосредственно условий для этого общения, а именно: упражнение «приветствие-прощание», «утренний и вечерний круги», упражнение «вопрос-ответ». В процессе игровой деятельности детей, стараемся быть партнерами и вызывать речевым общением на участие в диалоге, используя вопросы по теме игровой ситуации. Доскажи словечко, составь предложение, опиши предмет, составь рассказ по предмету.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.

Свою речь мы выстраиваем так, чтобы она была не только проста и понятна для восприятия воспитанников, но и грамматически правильно сформулирована и выразительна.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

В работе с детьми нами применяются игровые приемы и упражнения для развития мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, упражнения с массажными мячиками, мозаика, шнуровка, ….

5. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок, прежде всего, приобретается в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

Все созданные нами условия способствуют удовлетворению любознательности ребенка, где мы можем обсудить различные интересующие детей темы, такие как: «зачем растению вода?», «Почему корни прячутся в земле?», «Почему вода превратилась в лед?», «Что такое иней?» и т. д.

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние наразвитие и обогащение речи ребенка.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно, читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

Для развития речи мы используем различные виды театра (пальчиковый, театр на магнитах, на палочках, на стаканах, рассматриваем иллюстрации к сказкам и рассказам и составляем предложения.

7. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для увеличения информационного ресурса родителей воспитанников, нами была разработана и предложена газета «Непоседы», в которой собран консультационный материал на тему развития речи детей : «Речевое развитие детей 3-4 лет», «Кинезиологические упражнения», беседы с детьми, речевые игры с ребенком.

Вывод:

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения детей со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 11:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для налаживания эмоционально-практического общения детей со взрослыми и сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Алина Яковенко (УИ 562267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД