Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей»

Светлана Ляпкина
Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей»

Сообщение из опыта работы на тему

Проблема взаимосвязи человека с природой имела и имеет место всегда. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Публикация «Сообщение из опыта работы на тему „Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей“» размещена в разделах

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие

задачи:

1. Совершенствовать воспитательно - образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

2. Направлять активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение природы.

3. Воспитывать любовь к живому и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

5. Развивать у детей познавательные интересы, наблюдательность, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе является организация эколого-развивающей среды. В связи с этим мною оформлены: центр природы (это комнатные растения, материал для развития трудовых навыков: лейки, палочки-рыхлилки, природный материал, породы камней, альбом «времена года», дидактические игры, наборы домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов, календарь природы, поделки детей и родителей); центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, в результате, дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Также в группе имеется центр ИЗО деятельности (природные материалы для творчества, различные раскраски природы, альбом «Учимся рисовать» (животные, растения); центр книги (в него входит подборка книг природоведческого характера и энциклопедии растительного и животного мира, помогающие расширить экологические знания и кругозор детей.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями обеспечивает расширение представлений ребёнка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребёнком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребёнка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Формируя основу экологической культуры детей, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми считаю такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируется не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдение.

Экологическое воспитание дошкольников в рамках образовательной области «Познавательное развитие» осуществляла следующим образом : проводила НОД по ознакомлению с миром природы: «Планета Земля в опасности», «Где зимуют лягушки», «Птицы», «Путешествие в осенний лес», «В мир природы с добротой» и т. д.

Провела открытое интегрированное занятие на тему «Корабль пустыни». В результате которого, сформировала экологические представления детей о разнообразии природы, интерес к различным природным зонам, упражняла в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни; повышала интерес к экспериментированию; развивала познавательную активность, воспитывала бережное отношение к природе.

Были проведены такие опыты как : «Есть ли у воды вкус?», «Испаряется ли вода?», «Песок может двигаться», «Какие бывают камни», «Как птицы узнают дорогу на юг» и др.

В ходе экскурсий, наблюдений за природными явлениями и сезонными изменениями, за животными, насекомыми, птицами, вызывала интерес к окружающему миру, расширяла знания о неживой природе, воспитывала любовь и бережное отношение ко всему живому. Также были проведены дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Что за птица», «Назови животное», «Сделано природой или человеком», «Птицы, звери, рыбы», лото «Животные»; дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».

Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях проводили экологические праздники : «День Земли», «В гостях у Лесовика», досуги «Праздник птиц и др., викторины:«Лес таит в себе опасность», «Осень», «Кто где живет», КВН:«Знатоки природы», «Птицы наши друзья», «Будь природе другом», акцию «Синичкин день». Полюбилась детям и туристическая игра, проведённая совместно с родителями «В поисках клада».

Несомненно, экологическое воспитание тесно связано с образовательной областью «Речевое развитие». Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью. Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

Проводила игры на развитие речевого дыхания: Игра «Бабочка», «Одуванчик»; на развитие фонематического слуха: «Послушай звук»; на закрепление звукопроизношения «Волшебные кубики», «Послушай, повтори», «Назови картинки».

Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Рассматривая с детьми картины, на которых изображены домашние и дикие животные, природа, учила детей повествованию, связной речи, упражняла в построении предложений и правильном использовании грамматических форм, учила понимать вопрос и точно отвечать на него. Читала с детьми художественную литературу, рассматривая иллюстрации в книгах о природе. Проводила беседы, обсуждали прочитанное.

Важное значение для развития речи дошкольника имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование. Используя в с своей работе метод проектов, заметила, что он обогащает речь детей, стимулирует познавательную и творческую активность. В своей работе реализовала экологические проекты «Птицы», «Мастерская природы».

Также система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая за ними, дети усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с живыми существами, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т. е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.

Так как человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогли нам в этом игры экологической направленности : игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе, «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания, «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).

Играли с детьми в творческую игру «Теремок», которая формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Так же играли в дидактические игры: «Рассели животных», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее».; словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», является очень важной в развитии экологической культуры. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Так, например, рассматривали с детьми репродукции известных художников, наблюдали за красотой явлений, объектов природы, что побуждало детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, аппликации и др., в которой они осмысленно отражали свои переживания красоты.

Экологическое воспитание реализуется и в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Например, слушали произведение «жаворонок» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского, в результате дети познают красоту природы, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

Экологическое воспитание также связано с образовательной областью «Физическая культура», осуществление которого, предусматривает занятия, проводимые инструктором по физической культуре, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры. Наряду с этим провожу утреннюю гимнастику с использованием имитационных движений животных, дыхательную гимнастику: «Одуванчик», «Сильный ветер», «Морозко» и т. д. Общеразвивающие упражнения: «листопад», «поймай снежинку», «подснежник», «колокольчик»; подвижные игры: «перелёт птиц», «Совушка»», «Листопад», «Раз, два, три – к дереву беги» и т. д., эстафеты: «Урожай собирай», «Бегущие ручейки», «эстафета пчёлок», игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)

Важным аспектом в системе экологического образования считаю работу с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я провожу консультации для родителей: «Природа в познавательном и эстетическом виде», «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»; рекомендации «Удобные кормушки своими руками»; анкетирование: «Любит ли ваш ребенок птиц?». Оформляю папки – передвижки по экологическому воспитанию. Вовлекаю родителей в совместные проекты. Так же они принимали участие в акции «Птичья столовая» (вместе с детьми изготовили кормушки разных видов, из разных материалов, в конкурсе «Лучшая поделка из природного материала».

В будущем планирую создать совместный проект «Земля – наш общий дом».

Анализируя результаты опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:

- использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

- разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Публикации по теме:

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Приобщение детей к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья посредством интеграции образовательных областей 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Наш детский сад представляет вам опыт работы по интеграции ОО в педагогическом процессе. Мы акцентировали.

Проект по формированию у детей представлений о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей «Зимушка-зима» Проект «Зимушка – зима» в старшей группе Тип проекта: По тематике: творческо-информационный По числу участников: групповой По времени проведения:.

Развитие творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей .

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей и родителей к активному отдыху через здоровьесберегающие технологии» «…дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Выступление из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10 детский сад «Орленок» Выступление из опыта работы на тему: «Экологическое.

Выступление из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни» Выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни» Выполнила: Воспитатель Смирнова Алёна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей»
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 21:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД