Ольга Зубарева
Организация физической культуры с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю по 2 программам: 1 программа разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» и вариативность осуществляется на основании рекомендаций Пензулаевой. Основная цель этой программы: всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям.
В нашем дошкольном учреждении функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Публикация «Организация физической культуры с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Такие дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы. Для работы с такими детьми я написала адаптированную программу, опираясь на рекомендации Кирилловой Юлии Александровны по работе с детьми ТНР.
Прежде чем рассказать, чем отличаются эти программы, я немного расскажу об особенностях физического развития детей с недоразвитием речи.
В литературе очень четко описывают параметры отклонений в психомоторном развитии детей с ТНР. Я вам это пересказывать не буду, а расскажу свои наблюдения из опыта работы с детьми 5 и 6 группы. Большинство детей таких групп производят впечатление физических здоровых и двигательно развитых. Но это только кажущее благополучие. При работе с такими детьми в первую очередь обращаю внимание на походку: корпус наклонен, голова опущена вниз и ребенок все время смотрит под ноги. При ходьбе шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы развернуты носком внутрь. При беге наблюдается семенящий шаг, движения не ритмичны. У таких детей имеются затруднения при ползании, лазании и метании. Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, часто нарушают последовательность выполнения, как бы «застывают» в одной позе. Также наблюдается низкий уровень самоконтроля и импульсивность поведения, низкий уровень слухового внимания.
И опираясь на особенности таких детей, на методические рекомендации Кирилловой я написала адаптированную программу, по которой я работаю с детьми с нарушениями речи.
В чем отличие данной адаптированной программы от основной?
Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи, учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Основной формой работы по физическому развитию детей с ТНР является специально организованная деятельность по физической культуре (физкультурные занятия)
Важной особенностью проведения занятий по физическому развитию таких детей является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.
Длительность занятий тоже отличается: для старшего возраста 20 минут, для подготовишек 30 минут. Обязательным является включением в занятия коррегирующих упражнений и коррекционных подвижных игр с речевым проговариванием, а также дыхательной гимнастики.
А теперь вам предлагаю поиграть, побыть немного детьми.
Мы поиграем в игру с речевым сопровождением «Курочка». Эту игру рекомендует Кириллова Ю. А. для детей старшего возраста с нарушениями речи.
«Курочка» (подвижная игра с речевым сопровождением в спортивном зале и на прогулке)
Задачи: развивать координацию движений с речью, ритмичность речи.
Ход игры:
На площадке обозначают две линии, расстояние между которыми 3 м. Дети («цыплята») встают в шеренгу за первую линию. Сбоку от линии находится водящий – это «кот», он сидит на корточках – «спит».
Произносятся слова, дети выполняют движения.
Вышла курочка гулять,
Стала деточек считать:
Шагают на месте.
Раз – цыпленок,
Два - цыпленок,
Три – пушистый ребятенок. Сжимают и разжимают пальцы рук.
Шалуны – четыре, пять,
Всех успела сосчитать! Хлопают в ладоши.
Кот бежит, грозит беда!
Эй, цыплята, все сюда! Дети убегают за вторую линию. «Кот» старается догнать кого - либо из «цыплят»
(Слова и движения Ю. Кирилловой)
«Колеса» (подвижная игра малой подвижности в спортивном зале и на прогулке для подготовительной группы)
Задачи: совершенствовать умение ходить по кругу друг за другом, сохраняя определенные интервалы между играющими; развивать память, внимание, воображение
Ход игры:
Играющие делятся на 2 команды с неравным количеством игроков. Становятся на игровой площадке в 2 круга: большой – наружный и маленький – внутренний («маленькое колесо»).
Машины, самолеты,
Трамваи, поезда,
Автобусы, мопеды –
Спешат все кто куда!
И крутятся колеса:
Большие и маленькие.
Бегут километры
Дорогою дальнею.
Колеса машины
Работают дружно.
Людей всех по свету
Доставить им нужно.
После чтения стихотворения большой круг идет в правую сторону, маленький - в левую, выполняя команды:
«Машина» - идут по кругу, вращая руками воображаемый руль.
«Самолет» - медленно бегут, руки в стороны – назад.
«Поезд» - идут по кругу, выполняя круговые движения согнутыми в локтях руками.
«Остановка» - поворот прыжком в обратную сторону.
Примечания:
1. Дети, которые совершили ошибку при выполнении команды, отходят в сторону
2. По окончании игры отмечается самый внимательный игрок.