Папки-передвижки

Использование фольклора в валеологическом воспитании детей

Елена Халявкина
Использование фольклора в валеологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

Публикация «Использование фольклора в валеологическом воспитании детей» размещена в разделах

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова, представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (В. Г. Алямовская, Л. Н. Лагутеина, и др.) Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Проблема реализации этих задач в ДОУ связана с необходимостью:

определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;

определения особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;

создания валеологически развивающей среды ДОУ;

формирование подхода взаимодействия с семьей.

Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью реферата.

В задачи сообщения входит изучение понятия валеологического воспитания дошкольников, формирования валелогических знаний у дошкольников и роли родителей в их формировании, использования фольклора в валелогическом воспитании дошкольников.

1. ПОНЯТИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста болезней "поведения" ("цивилизации", привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др., увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, а с конца 1992 года, как свидетельствуют данные литературы, - к созданию условий для вырождения нации.

Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурение, малоподвижный режим, неправильное питание, наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери, что и послужило поводом обозначить это явление как дизонтогенез. Последствием дизонтогенеза является общее увеличение психических и физических аномалий, среди которых особое место стали занимать нарушения психического развития.

Непрерывный рост детской патологии с различными формами дизонтогенеза выдвигает проблемы, связанные с их диагностикой, своевременной коррекцией и реабилитацией.

Кроме того, рост болезней "цивилизации" настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых было установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В то же время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье, дошкольном учреждении и школе по-настоящему никто не занимался.

Учебные планы в ДОУ и учебные программы создавались зачастую без учета валеологических установок. Сам термин валеология (лат. valeo - здравствовать) принадлежит врачу, доктору мед. наук, профессору Брехману. Под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды, путем ведения здорового образа жизни. 3доровье - не индульгенция, выданная человеку многие годы. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Именно этому искусству и не уделялось достаточного внимания в ДОУ и школе. Кроме того, нужно постоянно помнить том, что идеально здоровых детей очень немного (20-25%). Воспитателям в ДОУ приходится иметь дело с практически здоровыми детьми, у которых имеются незначительные расстройства внутренних органов (энурез, психопатии, вегетоневрозы и др.). Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее. Все эти установки на сохранение здоровья в сочетании с обучением дошкольников методам его совершенствования и привели к созданию новой дисциплины - валеологии.

2. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра

В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского, к катастрофически демографическим сдвигам.

Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Низкий уровень здоровья при рождении с последующим снижением адаптационных сил организма обусловлен и накопленным эффектом экологических и социальных просчетов многих лет.

Эта ситуация явилась огромным толчком к появлению формированию валеологии как науки, изучающей возможности человека, помогающей сохранять и укреплять своё здоровье и определять практически нереализуемые пути достижения этой цели. Каждый из нас решает три установки:

1. Установка на жизнь и здоровье.

2. Установка на совершенство физическое, духовное, социальное

3. Установку на смысл и цель жизни - на зовущую нас даль, на жизнь с идеалом. Мы должны сотворить себя в школе трояко: валеологически (быть здоровым, профессионально (определить путь жизни, духовно (найти свой идеал).

Программа валеологического образования решает следующие задачи:

формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;

формирование творческого отношения к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;

учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;

стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.

Валеологическое воспитание в системе непрерывного образования подчиняется принципам педагогики и обеспечивает переход на обучение по сквозной программе с новым содержанием и развивающими технологиями образования, реальные возможности идти по пути опережающего развития для всех возрастных групп, ориентацию на личностные возможности ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Принцип преемственности. Сохранение и взаимодействие элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Каждая предыдущая ступень готовит ребенка к обучению на последующей ступени. Каждая последующая ступень продолжает предыдущую. Сведения, получаемые детьми в процессе валеологического образования, носят характер уже знакомой информации, но обрастают новым содержанием, развивающим личность. Суть преемственности в валеоло-гическом образовании - создание условий каждому ребенку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

Принцип интеграции. Валеология, по мнению её основателя И. И. Брехмана, должна "синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществлять прямой путь к здоровью".

Учитывая интегративный характер валеологического подхода, можно отметить большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в ДОУ и начальной школе с разветвленной системой межпредметных связей. Это создает широкие возможности не только для укрепления здоровья, но и для формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды через использование необходимых знаний из смежных наук и умений их применять на практике.

Наравне с этим выделяется принцип влияния окружающей среды на оздоровление ребенка. Накопление знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений ребенка к природному и социальному окружению.

Принцип развития образования. В детском образовательном учреждении "ДОУ - школа (гимназия, лицей)" ключевым приоритетом деятельности выступает развитие воображения детей и основанных на нем творческих способностях ребенка, ученика. В эффективности данной работы большую роль играют опять же сквозные программы, нацеленные на отбор соответствующего содержания, форм деятельности детей, в соответствии с определенными критериями творчества, которые, в свою очередь, позволяют проектировать условия развития. Включение в педагогический процесс инновационных методик, которые должны обеспечить на каждой ступени образования высокий уровень развития личности и реализацию специфических приоритетных направлений по осуществлению преемственности в работе каждого звена непрерывной системы дошкольного и начального школьного образования.

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.

И цель валеологического образования : введение в работу учреждений ДОУ системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.

Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия.

Педагогический аспект. Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка; контроль и самоконтроль (дневник, паспорт здоровья). Система непрерывного образования позволяет достигать определенных успехов совместными усилиями педагога и ученика в создании и реализации мотивации здорового образа жизни через общность целей, доверительные межличностные отношения и взаимное удовлетворение информационных запросов.

Отход от идеи образовательного стандарта. Использование комплексного дифференцированного подхода для предупреждения педагогической ошибки, устранения рассогласования во взаимодействии учителя и ученика.

При оценивании достижений ученика важны не формальные оценки знаний, умений и навыков, а выявление желания и готовности следовать валеологически целесообразным моделям.

Психологический аспект. Основа - психическое развитие, как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящий в сфере деятельности, личности и познания. Стабильность в становлении психических функций за счет обогащения и расширения возможностей ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.

Социологический аспект. Каждый ребенок появляется на свет, имея свой физиобиологический код, то есть наследственные особенности, и, от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок, зависит формирование новой личности. Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

Медицинский аспект. Получение основ медицинских знаний: анатомии, биологии. Тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними "жильцами" - органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям. Меры профилактики заболевания: массаж, сауна, фитобар. Своевременное выполнение прививок, оказание стоматологической помощи, физиопроцедуры. Составление полноценного рациона питания. Оптимальный режим работы образовательного учреждения.

Культурологический аспект. Формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности. Здесь очень ярко проявляется основной принцип валеологии : человек, познай и сотвори себя. Формирование ценностных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного "Я", его ценности не только для себя, но и для своих близких ребенок должен прийти к пониманию "Мы" не как статической совокупности, а как динамичной целостной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию и индивида, и общества в целом.

Система непрерывного образования является наиболее благоприятной для формирования и развития личности с ясным пониманием общечеловеческих ценностей и коллектива с уважительным отношением к каждой индивидуальности, так как дети находятся в данной образовательной среде от 3-х до 10 лет. Срок достаточный для проявления и укрепления у ребенка определенных нравственных черт.

Необходимо отметить, что в понятие культура входит индивидуальное здоровье человека. "Чтобы жить и выполнять свою историческую миссию, человеку требуется непрерывно выходить к самому себе, прежде всего в своем духовно-нравственном качестве, следуя законам эволюции. Поэтому речь идет о развитии стратегии здоровья на каждом новом этапе развития общества и человека в нем".

В целом валеологическое образование - это узнавание индивидуальных "Я" - особенностей, проявляющихся в феномене быть гармоничной личностью, позитивном мышлении относительно своих индивидуальных, интеллектуальных и энергетических, возможностей.

Непрерывное валеологическое образование (НВО) - это процесс и результат взаимодействия новых образовательных структур с существующей системой образования. НВО выполняет задачи: "социализации индивида", проявления его способностей (интеллектуальных, энергетических, духовных, знаний и созидательных качеств человека.

Основная задача - формирование человека с эколого-валеологическим образованием, готового во всеоружии своих знаний войти в XXI век и активно проявить свои жизненные способности.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в валеологическом воспитании детей
Опубликовано: 20 мая 2020 в 10:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в валеологическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Халявкина (УИ 164054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД