Папки-передвижки

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Алина Григорьева
Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста

СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию творческого воображения детей через сочинение сказок, основанный на технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Публикация «Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: творческое воображение, сказки, ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Одним из способов развития творческого воображения детей является - сочинение сказок. Кто из детей не любит сказки? Наверное, очень мало таких. Сказка сопровождает нас с самого детства. Наверняка вам известна - сказкотерапия, как метод психологической коррекции детей и взрослых. Но есть и еще одна функция сказок.

В ТРИЗ-педагогике одним из способов развития творческого воображения, является сочинение сказки вместе с ребенком. Взрослый начинает придумывать сказку, ребенок продолжает, вместе начинают развивать сюжет, и подталкивать ребенка к активному поиску решения. Очень важно - не ограничивать ребенка рамками, а стимулировать его фантазию. С чего все начинается, первым делом необходимо придумать главного героя сказки, кто это будет, какой он по характеру, как выглядит, что любит и возможно, чего боится. Следующим этапом будет, придумать ему испытания и сложности. Третий этап - помощники, кто будет помогать главному герою, кого он встретит на своем пути. Четвертый этап - награда. А дальше, взрослый помогает ребенку раскручивать сюжет, направляет его. Важно при таком совместном творчестве поддерживать идеи, предложенные ребенком.

Есть еще способ сочинения сказок с детьми, это Метод Каталога. Его сформулировал Э. Кунце. Данный прием входит в способы развития творческого воображения, а их около 70. Так вот, что же представляет из себя этот прием? Совместно с ребенком выбираем книгу (с прозой). Далее задаем вопросы ребенку, на основе которых и будет построен сюжет, а дети произвольно открывают книгу на любой странице и указывают пальцем на любую строчку в тексте. Получается очень необычный сюжет. Взрослый помогает ребенку соединить все объекты и действия в сказочный сюжет. Можно нарисовать придуманную историю.

Вопросы:

1. О ком сказка?

2. Какой характер/особенности у этого героя? Он добрый/злой?

3. Что сделал этот добрый/злой герой?

4. С кем он дружил/кому вредил?

5. Кто героям мешал/помогал? Как?

6. Что случилось с вредителем (злым героем?

7. Какую награду получил добрый герой?

Интересным способом работы со сказкой является составление «Коллажа из сказок»

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Как буду развиваться события дальше? Или в сказку про Красную шапочку отправить трех поросят, что будет дальше? И т. д.

Следующий способ «Все на одну букву»

Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: Объявление: «Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полу-зеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть».

Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, средне-рослая. Срочно сообщите. Скучаю».

А дальше мои любимые методы и приемы развития творческого воображения! За что же мне так нравится в ТРИЗ курс РТВ:

1. Они лучшим образом ломают наше шаблонное/стереотипное мышление;

2. Помогают творчески решать наши жизненные проблемы/задачи/противоречия;

3. Способствуют тому, чтобы мы и наши дети, замечали вокруг себя удивительные вещи;

4. Дают алгоритмы создания новых (порой даже инновационных) продуктов;

Вот некоторые методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ:

Игра "Что/кто может бежать или убегать"? Взрослый начинает, ребенок продолжает: Бежит, к примеру, ручей. (человека и животных не берем, что еще может бежать?

Следующая игра - «Путаница» по мотивам сказки К. И. Чуковского "Путаница". В этой сказке животные, домашние и дикие, поменялись звуками, которые они издают. Получилось весело и необычно. Суть игры состоит в том, что у каждого животного есть дом. Мы перемешаем их.

- Что получится, если рыба окажется в гнезде? Сможет ли она жить? Что придётся ей придумать? Как сложится ее жизнь на новом месте? Пофантазируйте вместе с детьми, нарисуйте иллюстрацию.

Важно, не останавливать детскую фантазию, а направлять ее. В первое время ребенку может понадобиться ваша помощь, а через некоторое время он уже будет самостоятельно фантазировать.

Таким образом, данная работа помогает в становлении всесторонне развитой творческой личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткович, И. Я., Сидорчук, Т. А. Формирование системного мышления дошкольников. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. - 80 с.

2. Садыкова Г. К., ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор ТРИЗ-занятий. - ТОО «Поколение креативных умов», 2016. - 45 с.

3. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. - 248 с.

Публикации по теме:

Игра как один из методов нравственного воспитания Игра это один из самых эффективных методов нравственного воспитания ребенка в семье. Игры для ребенка имеют свои особенности. Отношение.

Конспект занятия по развитию творческого воображения детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ. Тема: «Путешествие в зимний лес». Цель:.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования.

Познавательная игра на основе ТРИЗ как метод развития творческого воображения старшего дошкольника Познавательная игра на основе Теории Решения Изобретательских Задач уже в дошкольном возрасте позволяет не только развить фантазию ребенка,.

«Путешествуйте в страну Вообразилию». Игры для развития творческого воображения дошкольников …В моей Вообразилии, В моей Вообразилии - Там царствует фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми. «Развитие творческого воображения - один из, основных принципов оздоровительно - развивающей работы с детьми». Человеческое дитя - здоровое,.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Театрализованная деятельность, как источник развития воображения у детей дошкольного возраста Значение театрализованной игры для развития личности дошкольника трудно переоценить. В процессе создания и воплощения художественного образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2017 в 10:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД