МААМ-картинки

Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа «Каруселька»

Ирина Куликова
Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа «Каруселька»

Из опыта работы

Куликова И. Н., Жигалова Н. Ю.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих формирование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни (Н. Ф. Голованова).

Публикация «Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа „Каруселька“» размещена в разделах

По мнению Ф. А. Мустаевой, к. п. н., профессора, социализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. Л. В. Мардахаев, д. п. н., профессор, определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. А. В. Мудрик, д. п. н., профессор, обозначает социализацию и ее соотношение с воспитанием как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. М. А. Галагузова, д. п. н., профессор, академик Академии социального образования, представляет процесс социализации как процесс вхождения ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыты (в виде знаний, ценностей, правил поведения).

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

• коммуникативного (овладение языком и речью);

• познавательного (освоение определенного круга знаний об окружающей действительности);

• поведенческого (усвоение индивидуумом модели поведения);

• ценностного (отношение индивидуума к ценностям общества).

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Ребенок овладевает речью, навыками, знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности потребности, закладывается характер. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (Л. В. Коломийченко «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста»).

Достичь положительных результатов социализации дошкольников было бы невозможно без активного взаимодействия с социумом, что наиболее важно для старшего дошкольного возраста.

Большое значение в процессе повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения принадлежит литературному искусству.

Опыт взаимодействия между дошкольной группой МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода и библиотекой - филиалом № 15 ЦБС г. Белгорода начал складываться с момента её открытия в 2013 году. В результате сотрудничества, на базе библиотеки был организован библиотечный клубный час «Каруселька».

Целями создания библиотечного клубного часа «Каруселька» являются:

• организация досуговой деятельности и проведение совместных мероприятий детей старшего дошкольного возраста и взрослых;

• пропаганда русской, российской классической и современной литературы, направленной на реализацию ценностных интересов и потребностей дошкольников.

Библиотечный клубный час «Каруселька» предполагает решение следующих задач:

• духовно- нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, готовности к достойному служению обществу и государству, выполнению обязанностей граждан Отечества;

• утверждение в обществе уважительного отношения к традициям и истории России и родного края;

• экологическая направленность в обществе бережного отношения к природе, по охране окружающей среды и животного мира;

• совершенствование литературно - художественно –эстетического вкуса, стремление ценить прекрасное;

• повышение культурного уровня и образованности детей;

• литературное просвещение, распространение интереса детей к литературно-художественному искусству.

Реализация задач проводится под девизом: «Вместе читаем - вместе отдыхаем».

Совместно разработан график посещения, который не противоречит методическим рекомендациям в соответствии с развитием и возрастом детей по нормам СанПиН. Библиотечный клуб ведет работу в течение учебного года с октября по июнь 1 раз в два месяца. Длительность мероприятия с дошкольниками рассчитана на 30-35минут.

Работа библиотечного клубного часа ведё тся по следующим направлениям: «Юный краевед», «Великая кругосветка», «Былые времена», «В союзе с природой», «Мир твоих увлечений», «Литературный калейдоскоп».

Совместное составление плана работы педагогов дошкольной группы МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода и сотрудников библиотеки – филиала № 15 ЦБС г. Белгорода позволило определить основную цель и задачи дальнейшей работы, наметить мероприятия для детей на текущий учебный год. В плане работы клуба : знакомство и обсуждение с художественно - научными и популярными произведениями, проведение познавательно - занимательных игр, викторин, конкурсов, турниров – эрудитов, мастер- классов, просмотр познавательных программ, мультипликационных фильмов, встречи с белгородскими писателями и поэтами.

Особая роль библиотечного клубного часа раскрывается в предоставлении разнообразной информации, в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию культурных традиций, приобщению детей к художественному наследию, в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотечного клубного часа состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через знакомство и чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его социокультурным особенностям.

Мероприятия для дошкольников и младших школьников проводятся в виде патриотических акций, музыкально-литературных гостиных, творческих встреч с Белгородскими поэтами и писателями, календарных праздников, таких как:

организация книжных тематических выставок: «Книжная вселенная Детства», выставка-экспозиция «Богатырская наша сила», выставка-знакомство «России верные сыны», «В сердцах и книгах память о войне»;

• проведение экологических праздников «Зеленый мир»; познавательное путешествие «От муравьишки до слонишки», посвященное 125-летию В. В. Бианки; эколого-краеведческая игра-викторина «Я на этой земле родился»;

• час экологии «Про леса и лесные чудеса», инсценировки по книгам Н. Сладкова

• час народных традиций «Кузька сундук открыл, новой сказкой удивил»;

• организация книжно – иллюстрационной выставки православной литературы «Пусть не гаснет свеча духовности» и праздник «День православной книги»;

организация акций: «Прочтите это немедленно», «Экосумка вместо пакета», «Читаем детям о войне», «Дарите книги с любовью», «В библиотеку вместе с родителями»;

организация книжных недель с театрализованными праздниками: «Книжное царство – мудрое государство», литературно-игровая программа «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» и конкурс рисунков - «Я рисую сказку» (к 210-летию А. С. Пушкина); выставки книг к 110-летию А. Л. Барто в 2016 году; к 105-летию С. Михалкова в 2018 году, инсценировки по произведениям; к 125- летию В. В. Бианки, к 140-летию русского писателя, фольклориста П. П. Бажова; к 250 - летию русского поэта, баснописца, И. А. Крылова, к 195 - летию русского писателя, педагога К. Д. Ушинского, к 115- летию русского писателя Н. К. Чуковского в 2019 г.

• познавательно-игровая программа «Первые защитники на Руси - славные богатыри», конкурс «Маленькие защитники Родины»;

• организация мультипликационных показов «Из книжки на экран» с проведением викторин «Мы эту сказку видели в мульфильме»;

• организация встреч с интересными творческими людьми, белгородскими писателями и поэтами, деятелями культуры и искусства- «Прогулки по литературному Белгороду».

Для участия в мероприятиях и акциях патриотического направления приглашаются дети с родителями, ветераны труда, ветераны - дети войны. Такие встречи подтверждают преемственность поколений и передачу традиций. Для встреч с юными читателями в библиотеке созданы все условия - есть самостоятельное просторное помещение с необходимым оборудованием: столы, стулья, удобные кресла - трансформеры, ковровое покрытие. В распоряжении дошколят : игровой инвентарь, настольные игры, книги и журналы, атрибуты для театрализации. Выделен компьютерный уголок с доступом к интернету - популярным литературным сайтам. Для детей создана комфортная безопасная развивающая среда, которую высоко оценили родители - читающие семьи. Многие мамы с детьми теперь гораздо чаще проводят здесь свободное время.

Семьи, в которых любят читать, - могучие проводники книжной и литературной культуры. Библиотечный клубный час вызвал большой интерес не только у детей, но и у их родителей. Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они являются нашими союзниками и единомышленниками.

Одной из форм работы клубного часа в библиотеке является ежегодный форум читающих семей «Чтение – дело семейное», которые собираются здесь, чтобы поделиться своим опытом приобщения детей к чтению, рассказать о своих любимых книгах, порадовать всех собственными литературными трудами. Радует то, что родители активнее стали посещать с детьми библиотеку, возвращаются в нее не за развлечениями, а за теплой, дружественной беседой о книгах, о жизни, человеческим общением. Ежегодной традицией стало церемония вручения дипломов «За тягу к чтению».

Данный опыт работы дает положительные результаты, поэтому вошел в традиции дошкольной группы МБОУ СОШ № 39. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы добились положительных результатов не только в воспитательно-образовательном процессе, но в социализации наших детей.

Включение детей старшего дошкольного возраста в социальную жизнь происходит значительно легче, дети быстрее усваивают правила поведения в обществе, приобретают начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе, проявляют инициативу в организации взаимодействия с окружающим миром. Они умеют слушать и слышать взрослых и друг друга, вежливо обращаться и уступать, находить общие интересы и просто общаться. Посредством библиотечного клубного часа «Каруселька» осуществляется распространение интереса к книжному чтению и литературному искусству, совершенствование эстетического, нравственного, патриотического, эстетического воспитания, что является нормальным

«врастанием» ребенка в культуру.

Продолжением деятельности библиотечного клубного часа «Каруселька» является организация детских выставок изобразительного, художественно-прикладного творчества, как в детском саду, так и в других общественных местах.

Литература

1. Галагузова М. А. и др. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М. : Владос, 2001.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов, - СПб. : Речь, 2004.

3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. -М. : Гардарики, 2005.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов// под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. _М. : Академия, 2000.

5. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. –М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Конспект клубного часа «Квест-игра «Вместе с Лунтиком ищем сюрприз» Участники: дети средних групп, воспитатели. Тип клубного часа: игровой. Ресурсное обеспечение: план — схема размещения помещений ДОУ, паспорт.

Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад»Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад» Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге. Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора;.

Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа)Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа) Цели: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах. Задачи: • учить понимать идею сказки; • акцентировать внимание.

Квест с элементами клубного часа «Мы за ЗОЖ» Конспект клубного часа в подготовительной группе № 6 по теме: «Мы за зож». Разработали педагоги подготовительной группы№6 Середонина.

Опыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУОпыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУ «Клубный час» - это современная технология эффективной социализации ребенка в условиях детского сада. Авторы технологии – Гришаева Наталья.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа «Каруселька»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 12:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД