Получи документы

Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Оксана Хисамова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

«Игра хранит и развивает детское в детях,

она их школа жизни и практика развития».

А. С. Макаренко

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «Казаки-разбойники», общались. Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные, компьютеризация вытесняет живое общение. А ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой происходит развитие воображения, образного мышления, личностных качеств, коммуникативных способностей. И я считаю, что на сегодняшний день проблема формирования и развития навыков сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста как никогда актуальна.

Публикация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Цель моей работы: формирование умения вступать в реальные организационные и ролевые отношения.

Задачи:

• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

• совершенствовать игровые действия в соответствии с общим сюжетом и замыслом игры;

Для формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольной педагогике выделяют три этапа: воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение.

Целью моей работы на первом этапе «Воспроизведение действий» (1,5- 3 г.) было развитие у детей простейших навыков совместной игры. Для руководства творческой игрой я подобрала соответствующий игровой материал: предметы-заместители, образные игрушки, чудесный мешочек, волшебная коробочка, книжки-забавы. Для развития содержания игры использовала различные приемы: художественное слово (прибаутки, потешки, песенки, стихи, сказки, драматизация в лицах, обыгрывание игрушек, создание игровых ситуаций, сюрпризные моменты, показ и словесное пояснение игровых действий.

Подбирая для игр простейшие сюжеты с одним-двумя персонажами, брала на себя главную ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Для развития сюжета игры предлагала и показывала детям, как покормить куклу, покачать ее, уложить спать. Если ребенок затруднялся в воспроизведении игрового действия, я использовала прием совместной игры, предлагая: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку» или «Давай вместе будем певицами».

В итоге, к трем годам у детей сформировались элементарные навыки ролевого поведения.

На втором этапе «Становление ролевого поведения» (3-5л.) учитывая, что в силу возрастных особенностей у детей возникают расхождения между желанием развернуть коллективную игру и практическим ее осуществлением, передо мной стояла цель – научить детей согласовывать игровые замыслы. В первую очередь я дополнила предметно-пространственную среду: ролевыми атрибутами, сюжетно-образными игрушками, игрушками животных, предметами-заместителями, наборами «Парикмахерская», «Доктор», «Магазин».

Для формирования игровых умений использовала разыгрывание многоперсонажных сюжетов, где действия партнеров взаимосвязаны между собой. В игре я была уже не руководителем, а равноправным партнером детей.

Для развития игрового замысла и обогащения игрового образа использовала беседы, рассказы с демонстрацией иллюстративного материала о предполагаемых действиях характерных игровому персонажу. Подобрала литературные произведения, дающие ребенку дополнительные знания и представления о выбранной роли. В результате дети научились объединяться в игре со сверстниками, соблюдать ролевое соподчинение.

Третий этап - «Сюжетосложение» (5-7 лет).

У детей данного возраста возникает длительная сюжетно-ролевая игра, в которой проявляются в большей степени активность и самостоятельность, фантазия и творчество в выборе действий.

Соответственно передо мной стояла задача: развитие у детей умения согласовывать свои интересы с интересами партнеров, помогать друг другу в осуществлении игровых замыслов. Предметно-пространственная среда расширилась и обогатилась за счет полифункциональных материалов: бросового, природного, игрушек-самоделок, предметов для опытно-экспериментальной деятельности и т. п. Дети самостоятельно моделировали игровую среду. На этом этапе для обогащения жизненного и игрового опыта детей я использовала экскурсии на места работы родителей, рассказы о профессиональных действиях и умениях взрослых, творческое фантазирование и преобразование известных литературных произведений, предоставляла детям возможность самостоятельно выбирать игровые образы, если нужно подсказывала, как лучше обыграть персонаж. В результате дети самостоятельно научились придумывать разнообразные сюжеты игры и поддерживать игровой замысел.

Результат всей работы:

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми Может оказать эмоциональную поддержку и помощь Сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерскими

Демонстрирует 95% 90% 100% 100%

Не демонстрирует 5% 10% 0% 0%

Итог: 96% детей социально адаптированы.

Прикреплённые файлы:

prezintacija_mf7a6.ppt | 18240 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Опыт работы по теме «Организация сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» 1. Актуальность опыта. Вопрос развития игровой деятельности был всегда актуален, а на современном этапе он приобретает еще большую значимость,.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на загадочный остров» (5–6 лет) Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Журналисты» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи руководства: 1. Расширение представлений об окружающем: - расширять представления детей о профессии журналиста, фотографа; - обогащать.

Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника,.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.

Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возрастаСоздание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возраста Добрый день уважаемые коллеги! Все вы знаете,что игра –ведущий вид детской деятельности детей. Посредством игры дети познают реальный мир,.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возрастаВлияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие игр: строительно - конструктивных ("Полет в космос", "Автобус") , народных.

Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 13:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД