Лучший педагог года

Социальная адаптация у детей 6–7 лет с помощью сказкотерапии

Захарова Мария Ивановна
Социальная адаптация у детей 6–7 лет с помощью сказкотерапии

Социальная адаптация у детей 6–7 лет с помощью сказкотерапии

В педагогике под коррекцией и профилактикой понимают особо принимаемую форму психолого-педагогической деятельности основной целью, которой является направленная организация наиболее благоприятных обстоятельств для оптимизации всего психического развития личности ребёнка, а также оказание ему специальной психологической помощи. Благополучный исход в коррекции возможен в значительной степени от тех положений и принципов, в основе которых строится вся её деятельность. Одним из наиболее известных методов в работе применительно к детскому возрасту относится метод сказкотерапии. Этот метод возник в 60-е годы нашего века, для России же это довольно новое и молодое направление в психологии, но, тем не менее, он имеет отношение к самым древним и естественным типам коррекции общего эмоционального состояния. Человек читая или слушая сказки, как бы накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», а в процессе психологической коррекции психолог обращается, как раз к жизненному опыту человека, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций», и именно это нередко позволяет найти нужное решение. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в ней проблемы, представить себя её активным участником. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на подсознание и сознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое поведение и мышление, человек может встать на путь личностного развития. Расценивая применение данного профилактического и коррекционного метода в отношении детей старшего дошкольного возраста с проблемами социальной адаптации, можно отметить наибольшую эффективность. Поскольку, во-первых,данный возрастной период характеризуется главным образом общим развитием и становлением творческого воображения, ребёнок становится способен осваивать средства и приёмы создания образов, у него почти сразу же отпадает ранняя имеющаяся необходимость в наглядной опоре при их создании. Во-вторых, дети в этом возрасте могут воспринимать, осмысливать и пропускать через себя услышанное и применительно к себе устранить имеющиеся у них проблемы. Посредством сказкотерапии можно работать с неуверенными, эмоционально нестабильными, агрессивными, застенчивыми детьми. Представленный коррекционный метод решает проблемы лжи, вины и стыда среди детей, облегчает общее принятие проблемных и кризисных ситуаций.  Дети на всём протяжении взросления сталкиваются с различными проблемами, подчас требующими немедленного прагматичного и «приземлённого» решения, которые порой не могут быть схожими с «взрослым» миром. И именно сказочные истории, написанные специально для наших детей, и ориентированные на конкретные проблемы, являются единственным ответом и решением в подобных моментах. В сказочных историях можно выделить четыре группы, которые можно разрешить при помощи метода сказкотерапии : 1.  трудности, связанные с общением со сверстниками и родителями, сюда можно отнести естественные противоречия, конфликты, обиды, возникающие в детском саду, дома и на улице;

Публикация «Социальная адаптация у детей 6–7 лет с помощью сказкотерапии» размещена в разделах

2. переживания и ощущения ребёнка, у которого что-то не так, т. е. общее чувство неполноценности;

3.  различные тревоги и страхи по самым различным поводам;

4.  проблемы, связанные со спецификой возраста, т. к. каждый возраст приносит ребёнку новые трудности.

Все перечисленные трудности могут быть разрешены сказкой, поскольку она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний, требующих непосредственной психотерапевтической проработки.  В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы – это герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Однако сказка только тогда становится терапевтической, когда ребёнок отождествляется с её героями, может провести параллель между собственной жизнью и сюжетом и извлекает некий урок или понимание скрытого сообщения. Для того, чтобы история или сказка обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, существенно важно придерживаться определённых правил её создания:

1)      сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребёнка,но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, т. е. она должна соприкасаться с проблемой ребёнка, как бы по касательной; 

2)      сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем  ребёнок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребёнок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.    Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, которые можно использовать в качестве коррекции и профилактики, могут быть знакомые сказочные притчи, мотивы, случаи из жизни родителей или практики психолога, воображение ребёнка и специально продуманные темы. При рассмотрении наиболее существенных аспектов сказкотерапии успех терапевтического воздействия историй и сказок во много обусловливается эффективной организацией процесса рассказывания, к самым существенным правилам их изложения можно отнести:

1)      создание для ребёнка «зоны безопасности»– этому способствуют сочетание вымышленных и реальных персонажей, событий, могут быть взяты лица из жизни, герои любимых мультфильмов, книг, а также специально придуманные несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Все это помогает ребёнку сохранять внутреннее ощущение, что это понарошку, и находясь в этой зоне, ребёнок, как правило, не чувствует себя виноватым, не может испытывать смущение или страх, а это означает, что он сможет поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке;

2)      историю следует рассказывать ребёнку непреднамеренно, будто бы случайно, это можно сделать в виде отступления от беседы, когда его защита естественным образом ослабевает;

3)      рассказ сказки, его начало должно быть разумно обосновано, поскольку, если сказка началась непринуждённо и для неё имелись разумные основания, ребёнок будет слушать её внимательно;

4)      нельзя никогда обсуждать или анализировать терапевтическую сказку сразу после её окончания, необходимо дать ребёнку время, чтобы он смог погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с событиями и персонажами придуманного мира;

5)      воспрещается перегружать ребёнка рассказанными историями и терапевтическими сказками, с тем чтобы он не смог утратить к ним чувствительность.

Таким образом, наиболее подходящим средством в качестве профилактики и коррекции социальной адаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Ведь успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется теми принципами и средствами, положенными в её основу, а сказкотерапия, а точнее метафоры, в которых созданы сказки и истории, наиболее интересны и доступны для восприятия ребёнка и в тоже время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ведь здесь затрагиваются не только поведенческие пласты психики, но и её ценностная структура.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей с РАС к ДОУ Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Лэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детейЛэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детей Сказка - благодатный И ничем не заменимый Источник воспитания Любви к Родине. В. А. Сухомлинский В этом году моя тема по самообразованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация у детей 6–7 лет с помощью сказкотерапии
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 16:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД