Лиана
Социально-значимый Экологический проект «Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение___
2. Паспорт проекта___
3. Краткое описание проекта, новизна, проблема, решению которой будет способствовать проект___
4. Планируемые результаты по реализации проекта и перспективы его дальнейшего развития,возможности его распространения в других образовательных учреждениях___
5. Механизм реализации проекта___
6. Продолжительность реализации проекта___
7. Содержание и этапы реализации проекта___
8. Формы и методы работы с детьми и родителями ___
Публикация «Социально-значимый Экологический проект „Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем“» размещена в разделах
9. Описание экологических работ, дидактические, хороводные, подвижные игры, наблюдения проводимые в ходе реализации проекта___
10. Работа с родителями___
11. Заключение___
12. Литература ___
Введение
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения.
Паспорт проекта
1. Название проекта «Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем»
2. Тип проекта : экологический, долгосрочный.
3. Время реализации: 01.09.2016 – 30.05.2017 год.
4. Руководитель проекта : Савельева Лиана Яковлевна
5. Состав проектной группы : воспитатель Савельева Л. Я. воспитанники старшей группы «Солнышко», родители.
6. Возраст детей: 5-6 лет.
7 .Цель проекта :
Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев и других растений для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
8. Задачи проекта :
Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
9. Продукт проекта
- Карта зеленых насаждений детского сада карта зеленых насаждений на территории детского сада на основе фактических посадок детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполняется
воспитателем совместно с детьми.
10. Актуальность проекта :
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность и значимость деревьев и кустарников в природе, необходимость их при выполнении ими санитарно-гигиенических функций, так же проект дает возможность донести до сознания детей важность данной проблемы через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.
Краткое описание проекта
Любование природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребенком.
В течении реализации проекта «Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем» дети старшей группы Солнышко, совместно с воспитателем в условиях образовательного процесса укрепляли и расширяли связь с природой, посредством наблюдений, обсуждений, исследовательской деятельности, трудовых поручений, различных игр.
Новизна проекта :
Представленный проект отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Экологическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационную и поведенческую сферы ребёнка. И именно интеграция нравственного, исследовательского развития и посильного труда,в каждой из этих сфер обеспечит, на мой взгляд, максимальное достижение ожидаемых результатов.
Проблема, решению которой будет способствовать проект :
Приобрести детьми опыт экологической деятельности.
Приобрести детьми опыт исследовательской деятельности.
Познакомить детей с посадкой и ходом роста различных растений.
Сформировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;
Сформировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развить умственные операции сравнения и обобщения; познавательный интерес ко всему живому, желание
получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
Задачи, решаемые внедрением проекта
1. По окончании реализации «Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем» мы планируем достичь следующих результатов:
-Ребята составят и заполнят карту зеленых насаждений на территории детского сада,на основе фактических посадок детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
Ребята старшей группы «Солнышко» примут участие в исследовательской деятельности на экологические темы.
Дети старшей группы выучат стихотворения и послушают рассказы на тему «природа нашего края».
По окончанию работы дети самостоятельно смогут назвать приметы зимы, весны,осени и лета, рассказать о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь растений, животных, птиц, людей. Дети станут лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.
В результате проекта у детей пополнятся и систематизируются знания и представления об изменениях в природе, о многообразии даров.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками природной тематики у детей расширится и активизируется речевой запас.
Увеличится социальная и педагогическая компетенции родителей.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе,смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.
Возможности распространения проекта
«Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем»
Проект рассчитан на время учебного года для совместной работы педагогов и родителей. Распространение данного опыта предполагается очное и дистанционное.
Потенциальные пользователи:
- воспитатели ДОУ;
- родители.
Материально-техническая база ДОУ:
Минимальный перечень помещений в соответствии с СанПин.
Дополнительные помещения: методический кабинет, экологический кабинет, детская площадка на территории детского сада.
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
1 этап
подготовительный 1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проект
2 этап
Реализация проекта 1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Золотая осень”.
2. Исследовательская деятельность
«Азбука витаминов»
«Огород на подоконнике»
3. Фактические посадки детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
3 этап
Продукт проекта 1. Карта зеленых насаждений детского сада карта зеленых насаждений на территории детского сада на основе фактических посадок детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, и т. д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Время реализации проекта
«Будь природе другом, прикоснись к ней сердцем»
01.09.2016 г. – 30.05.2017 г.
Содержание и этапы реализации проекта
нод содержание
Ознакомление с окружающим миром
«Земля - наш общий дом»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди).
«Экологическая лестница»
Цель: Познакомить детей с экологической пирамидой- цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
«Вода – это жизнь»
Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность при работе.
«Кора деревьев»
Цель: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним, уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
«Экосистема «Море»
Цель: расширить знания об экосистеме «Море».
«Зимний лес»
Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях.
«Путешествие в страну цветов».
Цель: Углублять знания детей о цветах и их разнообразии, учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
«Как птицы весну встречают»
Цель: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.).
«Люблю березку русскую»
Цель: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать эко позитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие
Речевое развитие
Экологические сказки :
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Родник»
«Дождевой червяк»
«Маленькие путешественницы»
«Кролик и зайчиха»
«Как скворец себе дом выбирал»
«Катя и божья коровка»
«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!»
История одной Капли
Как Тучка была в пустыне
Сила Дождя и Дружбы
«Сон о золотой рыбке и зеленом лесе»
«Сон о золотой рыбке и зеленом лесе»
«Что такое лес?»
«Мудрость дерева"
Речевое развитие
Разучивание стихов
Задачи
-Вызвать интерес при заучивании стихотворений
-Помощь при понятии ребенка содержания в целом и отдельных трудных мест и слов
-Обеспечение запоминания
-Учение выразительно читать перед слушателями
-Воспитание любви к поэзии
1. А. Н. Майков «Осень».
2. С. Есенин «Нивы сжаты…».
3. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
4. Е. Трутнева «Осень»
5. В. Бианки «Синичкин календарь»
6. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
7. А. Плещеев «Осень наступила».
8. А. К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».
9. М. Исаковский «Вишня».
10. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
11. И. Токмакова «Дуб».
Познавательно-исследовательская деятельность
«Азбука витаминов»
«Огород на подоконнике»
Трудовые поручения Полив комнатных растений
Мытье комнатных растений
Полив клумб с многолетними растениями
Посадка рассады цветов в клумбы
Посадка рассады овощей на грядки
Прополка грядок
Полив огорода, окучивание плодовых деревьев и грядок
Посадка деревьев и кустарников:
-Посадка елки
-Посадка яблони
-Посадка сирени
-Посадка кустов смородины
Посадка цветов
-бархатцы
-пионы
-ирисы
-подсолнухи
Субботник на территории д/с
Кормление птиц зимой
Уборка территории детской площадки от мусора в режимных моментах
Формы и методы работы с детьми и родителями
• Экологические занятия.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Познавательное чтение.
• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
• Природоохранные акции.
• Подвижные, дидактические, хороводные игры.
Затраченные ресурсы
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования будет создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект.
Внутренние ресурсы.
- средства из Фонда развития детского сада.
Внешние ресурсы.
- муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города;
Описание экологических коллективных работ
Познавательно-исследовательская деятельность
«Азбука витаминов»
1. Формировать у детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, правильном питании.
Уточнить знания детей витаминов групп A, B,С, D.
Учить детей работать в коллективе, резать дольки фруктов на мелкие кусочки.
Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
2. Воспитывать чувства дружбы, заботы друг о друге, доброжелательности, вежливость.
Воспитать у детей потребность правильно питаться.
«Огород на подоконнике»
Дети в дошкольном возрасте в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян. Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
«Как мы сажали елку»
Описание:
Мы живём в очень красивом городе Апрелевка. Вокруг нас растут разные деревья, растения. Но дети, как правило, не задумываются о пользе, которую приносят деревья. А деревья дают нам чистый воздух, которым мы дышим и без которого невозможна жизнь человека и всего живого на Земле. Деревья дают нам красоту, которая тоже нужна людям.
Мы решили с детьми вырастить на нашей площадке елочку, понаблюдать за ее ростом, научиться бережному отношению к природе.
Цель: Озеленить и благоустроить территорию детского сада. Воспитывать бережное отношение к деревьям, к родной природе. Указать на значение лесов. Показать влияние человека на природу. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе. Вызвать желание у детей сажать и ухаживать за деревьями.
Достигнутые результаты:
Участие детей в посадке дерева максимально обогатило знания и представления о деревьях, их пользе. Практическая исследовательская деятельность очень увлекла детей. Это важный стимул ребенка к приобретению знаний. У детей сформировалось осознанное отношение к природе, к деревьям, пришло понимание бережного и заботливого отношения к природе.
«Смородина прекрасная, есть черная есть красная»
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
ЦЕЛЬ: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
"Ягода – клубника»
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы.
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.
«Яблоня в нашем саду»
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле.
«Цветет в саду сирень»
Боже мой! Вчера - ненастье,
А сегодня - что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет СИРЕНЬ.
(А. Майков)
Трудно представить себе май без цветущих кустов сирени. Они есть почти в каждом саду или городском парке. Но где та диковинная, роскошная, сортовая сирень, которой славилась Москва в 50-60-е годы.
Задачи: Закреплять знания детей о знакомых кустарниках условиях необходимых для их роста.
- Формировать у детей знания о значении деревьев и кустарниках в жизни человека; желание самим посадить дерево, кустарник ухаживать за ним.
«Мир цветов»
Потребность в новых впечатлениях– одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
Цель: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью
со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.
Консультации для родителей
Консультация по экологическому воспитанию на тему : «Воспитание любви к природе»
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Памятка для родителей "По экологии" "Прогулка в Природу"
Дидактические и подвижные игры:
«Что было бы, если из леса исчезли…»
«Береги природу»
«Где снежинки?»
«Земля, вода, огонь, воздух»
«Угадай растение»
Игра с мячом «Я знаю»
«Птицы, рыбы, звери»
«Грибная полянка»
"Да или нет?"
"Найди самый красивый листок"
Хороводные игры
«Листопад»
«Овощи»
Наблюдения
1. Рассматривание деревьев:
березы, дуба, клена, осины, рябины, тополя. Наблюдение за окрасом листьев и его изменениями
2. Уточнение названий и отличительных признаков осенних фруктов (яблоко, груша, виноград, слива) и овощей (картошка,морковка,капуста,огурец,свекла,тыква,помидор,кабачок,баклажан,редька) и их качеств.
3. Учить называть разные состояние природы : солнечно, пасмурно, ветрено.
4. Наблюдения за облаками и тучами. Их формы, цвет, движение.
5. Наблюдение за птицами
6. Наблюдение за трудом взрослых.
7. Наблюдение за дождями
8. Наблюдение за прорастанием семян
9. Наблюдение за ростом посаженных детьми растений: елкой, луком, подсолнухами, бархатцами, ирисами, сиренью, яблоней.
Цикл наблюдений за листопадом
Цикл наблюдений за ростом лука
Цикл наблюдений за ростом растения
Продукт проекта
- карта зеленых насаждений на территории детского сада на основе фактических посадок детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев и кустарников. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
Затем проводится цикл дидактических игр по карте.
Итоги проекта :
По окончании реализации проекта «Сделаем садик зеленей и краше» мы достигли следующих результатов:
-Составлен и заполнен детьми и воспитателями карта зеленых насаждений на территории детского сада на основе фактических посадок детскими руками цветов, деревьев и кустарников на территории площадки детского сада.
-В результате проекта у детей пополнились и систематизировались знания о ходе роста растений
-Дети старшей группы учили стихотворения и слушали рассказы на тему «природа нашего края».
Дети самостоятельно могут назвать приметы зимы, весны,осени и лета, рассказать о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь растений, животных, птиц, людей. Дети стали лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.
В результате проекта у детей пополнились и систематизировались знания и представления об изменениях в природе, о многообразии даров природы.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней, зимней, весенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
Увеличилась социальная и педагогическая компетенции родителей.
Заключение
Родители к сожалению не уделяют детям должного внимания в изучении природы,прогулках и совместного времяпрепровождения в целом. Это связанно с их рабочей занятостью.
Воспитатели являются первыми людьми,уделяющими особое внимание природе,признакам природы, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели и др. сотрудники детского сада закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края,исследовательско-экспериментальных опытов и посильного труда.
Предложенный проект является попыткой сплотить детей родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.
По окончании проекта мы убедились в том, что проект дает положительные результаты.
С удовольствием хотели бы предложить распространение данного опыта
для потенциальных пользователей:
- воспитателей ДОУ;
- родителей
Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.
Список используемой литературы