Папки-передвижки

Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию

Ветчинкина Галина
Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию

1.4. Содержание программы (ТУО)

1 УРОВЕНЬ

Особенностью детей, с которыми начинают работать на 1-м уровне обучения, является практически полная невозможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность, даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес ко всему новому у таких детей крайне нестойкий, сконцентрировать их внимание на чем-либо удается лишь на очень непродолжительное время.

Публикация «Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию» размещена в разделах

Основной задачей данного периода формирование у ребенка с УО предпосылок взаимодействия с педагогом и сверстниками, стимуляция положительных реакций на обучение, установление доверительного контакта. Таким образом, усвоение детьми первого уровня программы предполагает получение знаний, умений и навыков при поддержке специалиста.

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами

Восприятие цвета, формы. Показ выделения предмета по цвету или форме. Знакомство со звуками окружающей среды и музыкальными звуками. Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое, холодное-горячее).

Накопление чувственного опыта при обследовании предметов по цвету и форме. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей. Выполнение действий и движений по инструкции педагога.

Восприятие и узнавание предметов на ощупь. Обозначение знакомых ощущений.

Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, и др.) и музыкальных звуков.

Раздел 2. ФЭМП

Ориентировка в собственном теле. Показ и называние частей тела и лица. Ориентировка в пространстве ближайшего окружения, обозначение зон группы и участка. Знакомство с объемной геометрической фигурой - шаром. Знакомство с величиной предметов (большой-маленький). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег).

Расширение опыта практического освоения окружающего пространства (помещение группы и участка). Упражнение на соматогнозис. Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).

Упражнение на нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. Упражнение на сопоставление двух предметов, контрастных по величине: большой –маленький. Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные.

Раздел 3. Предметное и социальное окружение

Знакомство детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Знакомство с календарными праздниками: Новый год, 8 марта и др. Расширение представлений о своей семье.

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, презентаций. Упражнение в предметно-манипулятивных действиях с игрушками (в совместной деятельности). Различение игрушек в игровом уголке группы.

Раздел 4. Ознакомление с природой

Знакомство детей с доступными явлениями природы. Сезонные наблюдения.

Знакомство с фруктами и овощами. Знакомство с домашними и дикими животными.

Рассматривание овощей и фруктов. Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных.

2 УРОВЕНЬ

Для детей, занимающихся на данном уровне обучения, характерна

более высокая способность к познавательной деятельности, что также находит отражение в определенном уровне сформированности и целенаправленности в предметных действиях, которые ребенок в состоянии выполнить с небольшой помощью взрослого. Ребенок способен понять и принять простую инструкцию к заданию, у него возникает готовность выполнять это задание. Педагог выступает как помощник, который организует и направляет действия ребенка, при необходимости помогает ему.

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами

Показ последовательности нанизывания бус. Дифференцированное зрительное восприятие трех предметов. Определение изменений в предъявленном ряду.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков и др.).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей по инструкции педагога. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.

Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 2. ФЭМП

Знакомство с новой объемной формой - куб. Показ сравнения кубиков по величине. Определение наличия или отсутствия предмета (есть - нет). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег). Последовательность событий (смена времени суток). Обозначение в речи временных представлений - части суток.

Выделение указанной формы (кубик, шар, величины по образцу и подражанию. Сопоставление двух предметов контрастных по величине: большой – маленький. Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. Различение и выделение предметов по форме (шар-куб).

Группировка предметов по назначению; составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного.

Раздел 3. Предметное и социальное окружение

Формирование представлений о предметах ближайшего окружения: посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Расширение представлений об одежде; о месте хранения одежды. Обогащение представлений о наземном транспорте, его предназначении, введение в речевой обиход названий транспорта. Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи.

Узнавание знакомых предметов на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках. Упражнение в узнавании и назывании предметов одежды, обуви на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др.

Упражнение в показе и назывании частей машины (кабина, кузов, дверь).

Раздел 4. Ознакомление с природой

Формирование представлений о явлениях природы. Сезонные наблюдения. Знакомство с детенышами домашних и диких животных. Закрепление и обогащение представлений о характерных признаках контрастных времен года (зима-лето).

Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных. Показ и называние внешнего вида, частей тела (голова, шея, туловище, ноги, хвост) домашних и диких животных. Упражнение на определение и называние детенышей животных.

3 УРОВЕНЬ

Для детей, находящихся на последнем уровне обучения, характерно

достаточно качественное отличие от уровня развития детей, занимающимися по программе предыдущих уровней. На основе относительно стойкого усвоения последовательности предметных действий и мотивации к познавательной деятельности у них формируется способность к выполнению учебной деятельности. У детей этой категории, как правило, наблюдается не только выраженный интерес к новым предметам, игрушкам, но и к тем заданиям, которые им предлагает взрослый. Таким образом, 3-й уровень усвоения детьми программы предполагает усвоение знаний, умений и навыков самостоятельно. Помощь педагога в этом случае необходима лишь в качестве контролирующей помощи.

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Развивать образные представления.

Упражнение в группировке предметов по нескольким сенсорным признакам (цвет, форма, величина). Показ разных способов обследования предметов, активно включение движений рук по предмету и его частям.

Упражнение на осязание предметов: твердый-мягкий, и др.

Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раздел 2. ФЭМП

Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Введение в речевой обиход названия форм: круглая, треугольная, квадратная. Развивать умение ориентироваться в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги).

Обследование форм геометрических фигур, их различение. Упражнение в пространственной ориентировке относительно своего тела. Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша. Различение контрастных частей суток (день-ночь, утро-вечер). Различение контрастных времен года (зима-лето, весна-осень).

Раздел 3. Предметное и социальное окружение

Закрепление представлений о спецтранспорте, его предназначении. Продолжать знакомство с доступными пониманию ребенка профессиями. Закрепление представлений о различных видах транспорта (наземный, воздушный, морской, железнодорожный). Расширение представлений о деятельности человека в разное время года. Гендерные различия людей. Календарные праздники.

Упражнение в узнавании и назывании различных видов транспорта на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др. Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях, и др. Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др.

Раздел 4. Ознакомление с природой

Закрепление представлений о временах года. Обозначение в речи сезонных изменений в природе, различение времен года по основным признакам. Знакомство со свойствами воды и песка. Расширение представлений о среде обитания животных и птиц, их детенышах. Различение фруктов и овощей.

Упражнение в выделении на картинках, иллюстрациях, в презентациях знакомых явлений природы, насекомых, растений, птиц, животных. Выделение характерных признаков внешнего вида птиц, называние детенышей домашних птиц.

Календарно-тематическое планирование (ТУО)

1 УРОВЕНЬ

Месяц Раздел программы Тема занятия Ч

Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: цвет.

Д/и «Найди такой же по цвету» 2

ФЭМП Части тела и лица. 2

Предметное и социальное окружение Наши игрушки.

Игры с мячом. 2

Ознакомление с природой Осень наступила. Наблюдение за листопадом, дождем. 2

Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания. Звуки окружающей среды. 2

ФЭМП Ориентировка в пространстве ближайшего окружения: групповые помещения. 2

Предметное и социальное окружение Моя группа.

Д/и «Покажи, где играешь (кушаешь, спишь и т. д. ?» 2

Ознакомление с природой Что растет в саду: знакомство с фруктами. 2

Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия, мелкой моторики.

П/игра «Кулачки-ладошки» 2

ФЭМП Ориентировка в пространстве: наш участок. 2

Предметное и социальное окружение Моя семья.

Д/и «Дружная семейка» 2

Ознакомление с природой Что растет на огороде: знакомство с овощами. 2

Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: форма. Нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. 2

ФЭМП Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные. 2

Предметное и социальное окружение Одежда и обувь.

Д/и «Как одеваемся мы зимой?» 2

Ознакомление с природой Скоро праздник. 2

Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Знакомство с музыкальными звуками. 2

Предметное и социальное окружение Мой дом. Мебель.

Р. н. сказка «Три медведя» 2

Ознакомление с природой Зимушка-зима. Наблюдение за снегопадом. 2

Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Д/и «Гладкое-шершавое». 2

ФЭМП Ориентировка в собственном теле. 2

Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.

Д/и «Папа может…» 2

Ознакомление с природой Домашние животные. 2

Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Показ выделения предмета по цвету или форме. 2

Предметное и социальное окружение Мамин день.

Д/и «Соберем бусы для мамы» 2

Ознакомление с природой Весна красна 2

Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Д/и «Громко-тихо» 2

ФЭМП Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад) 2

Предметное и социальное окружение Транспорт.

Д/и «Прокати машинку» 2

Ознакомление с природой Дикие животные. 2

Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Д/и «Холодное-горячее» 2

ФЭМП Величина предметов. Сопоставление двух предметов, контрастных по величине: большой-маленький. 2

Предметное и социальное окружение Посуда.

Д/и «Напоим куклу чаем» 2

Ознакомление с природой Скоро лето. Наблюдение за погодой и растениями. 2

ИТОГО 68

2 УРОВЕНЬ

Месяц Раздел программы Тема занятия Ч

Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Определение изменений в предъявленном ряду (3 предмета) 2

ФЭМП Знакомство с новой объемной формой - куб. Определение наличия или отсутствия предмета (есть - нет). 2

Предметное и социальное окружение Наша группа: моя кровать, место за столом и др. Экскурсия по дому-интернату. 2

Ознакомление с природой Золотая осень. 2

Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Игры с погремушкой. 2

ФЭМП Последовательность событий (смена времени суток). Части суток. 2

Предметное и социальное окружение Я и моя семья.

Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи. 2

Ознакомление с природой Во саду ли, в огороде. 2

Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз. 2

ФЭМП Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. 2

Предметное и социальное окружение Одежда и обувь.

Д/и «Как одеваемся мы осенью» 2

Ознакомление с природой Домашние животные и их детеныши. 2

Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Определение изменений в предъявленном ряду. 2

ФЭМП Выделение указанной формы (кубик, шар, по образцу и подражанию. 2

Предметное и социальное окружение Я и мои сверстники.

Д/и «Узнай и покажи» 2

Ознакомление с природой Новогодний праздник. 2

Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Подражание неречевым и речевым звукам. 2

Предметное и социальное окружение Различение и выделение предметов по форме (шар-куб). 2

Ознакомление с природой Зимушка-зима. 2

Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. 2

ФЭМП Группировка предметов по назначению. Показ сравнения кубиков по величине. 2

Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.

Военный транспорт. 2

Ознакомление с природой Домашние птицы. Д/и «Кто как кричит?» 2

Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей по инструкции педагога 2

Предметное и социальное окружение Женский день.

Д/и «Соберем бусы для мамы» 2

Ознакомление с природой Весна красна. 2

Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Различение речевых и неречевых звуков. 2

ФЭМП Составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного. 2

Предметное и социальное окружение Наземный транспорт.

Показ и называние частей машины. 2

Ознакомление с природой Д/и «Кто где живет?» (животные). 2

Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Пальчиковая гимнастика. 2

ФЭМП Временные представления: части суток. 2

Предметное и социальное окружение Дом. Мебель.

Конструирование из кубиков (лего). 2

Ознакомление с природой Скоро лето. Летние забавы. 2

ИТОГО 68

3 УРОВЕНЬ

Месяц Раздел программы Тема Ч

Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданного цвета.

Группировка предметов по цвету. 2

ФЭМП Составление группы из однородных предметов и выделение из них отдельного предмета. 2

Предметное и социальное окружение Виды спецтранспорта, его предназначение. 2

Ознакомление с природой Золотая осень.

Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2

Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Звуки детских шумовых инструментов (погремушка, колокольчик) 2

ФЭМП Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. 2

Предметное и социальное окружение Знакомство с профессиями. 2

Ознакомление с природой Во саду ли, в огороде. Различение фруктов и овощей. 2

Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия: осязание предметов: твердый-мягкий.

Упражнения на развитие мелкой моторики. 2

ФЭМП Ориентировка в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги). 2

Предметное и социальное окружение Виды транспорта: наземный, воздушный, морской, железнодорожный. 2

Ознакомление с природой Домашние птицы и их детеныши. 2

Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданной формы.

Группировка предметов по форме. 2

ФЭМП Обследование форм геометрических фигур, их различение. 2

Предметное и социальное окружение Гендерные различия людей: мальчик и девочка, мужчина и женщина. 2

Ознакомление с природой Новогодний праздник. 2

Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания. Звуки детских шумовых инструментов (маракас, барабан) 2

Предметное и социальное окружение Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. 2

Ознакомление с природой Зимушка-зима.

Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2

Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия: осязание предметов: твердый-мягкий.

Упражнения на развитие мелкой моторики. 2

ФЭМП Различение контрастных частей суток (день-ночь, утро-вечер) 2

Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.

Военная техника. 2

Ознакомление с природой Домашние животные и их детеныши. 2

Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданной величины.

Группировка предметов по величине. 2

Предметное и социальное окружение Мамин день. 2

Ознакомление с природой Весна красна.

Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2

Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.

Звуки детских шумовых инструментов (металлофон, бубен). 2

ФЭМП Различение контрастных времен года (зима-лето, весна-осень). 2

Предметное и социальное окружение Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др. 2

Ознакомление с природой Дикие животные и их детеныши. 2

Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия:

осязание предметов: твердый-мягкий.

Упражнения на развитие мелкой моторики. 2

ФЭМП Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша. 2

Предметное и социальное окружение Деятельность человека в разное время года.

Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях 2

Ознакомление с природой Скоро лето.

Насекомые и растения. 2

ИТОГО 68

Публикации по теме:

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 классаСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 класса «Любить свою Родину – значит жить. с ней одной жизнью» (Юрий Яковлев). Раздел I Введение - 2 часа. 1. Вводное занятие «Я - человек, патриот,.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 7 группыСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 7 группы Мы любим родину не потому, что она большая, а потому, что она своя. Раздел I. Введение – 2 часа. 1. Вводное занятие «Я - человек, патриот,.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группыСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группы Раздел I. Введение – 2 часа. 1 Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2 Диагностика ЗУН.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Тематическое планирование по адаптированной воспитательной рабочей программе «Творческое развитие» Планирование рассчитано на воспитанников 6 класса Леушинской школы – интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья..

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 16:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД