Получи документы

Содержание и формы взаимодействия ДОО с семьей и социумом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста

Лядова Альбина
Содержание и формы взаимодействия ДОО с семьей и социумом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста

За последнее десятилетие резко изменилась ситуация в общественной жизни. Возрос интерес разных общественных организаций к проблемам воспитания и развития подрастающего поколения, к проблемам семьи, особенной к молодой. Изменилась государственная политика в области образования и социального развития. В последнее время семья рассматривается как полноценный партнер образовательной организации. Поэтому на современном этапе одной из важнейших задач детского сада является поиск наиболее эффективных форм и методов работы с семьей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Публикация «Содержание и формы взаимодействия ДОО с семьей и социумом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Наше Учреждение на протяжении многих лет углубленно работает с семьей и социумом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста. Данная работа проходила под названием «Академия образования детей раннего возраста». Деятельность Академии состояла из нескольких модулей, в рамках, работы которых охватывался контингент от подросткового возраста до зрелого. В работе участвовали учащиеся средней образовательной школы, учащиеся политехникума, лица, вступающие в брак - через органы ЗАГС, а также молодые семьи, которые ожидали ребенка - через Центр женского здоровья. Основными формами работы с ними были :

- консультации;

- семинары;

- мастер – классы.

Широко использовалась и наглядная агитация.

Одним из наиболее приоритетных направлений была работа группы «Кроха», в рамках которой велось взаимодействие с семьями, имеющих детей раннего возраста не посещающих дошкольные учреждения. Основными формами работы здесь выступали:

- консультирование по интересующим вопросам воспитания и развития детей раннего возраста (как посещающих ДОО, так и не посещающих);

- деятельность детско – родительской группы «Кроха».

В настоящее время мы от некоторых форм работы отказались и остановились, на наш взгляд, на более эффективных. Почему отказались? Во-первых, в перечисленных выше учреждениях появились специалисты, обеспечивающие работу в соответствии с назначением организации, и необходимость нашего участия в этой работе отпала. С некоторыми учреждениями ( например: со средней общеобразовательной школой) мы взаимодействуем до сих пор.

Во-вторых, мир стал более информационным. Практически каждый человек пользуется компьютером, а там можно найти ответы на многие вопросы. Другое дело всегда ли эта информация адекватно преподносится читателям и насколько они могут воспользоваться ею в практике воспитания детей, планирования семьи, решении проблем детско – родительских отношений.

Мы решили использовать информационно – коммуникативные возможности ДОО для решения задач повышения психолого – педагогической культуры родителей. Нужная информация размещается на сайте дошкольного учреждения в разделах:

- методическая копилка;

- консультации специалистов.

У родителей имеется возможность посетить персональные сайты любого педагога.

Сохраняет свою актуальность возможность родителей посетить консультационный пункт ДОО, где можно пообщаться с разными специалистами лично. Получить консультацию родители могут у старших воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальных руководителей, медицинских работников. У них есть возможность познакомиться с новинками игрового оборудования, посмотреть видео - информацию (по режимным моментам, игре и др., разобраться в многообразии обучающих компьютерных программ и игр для детей. Кроме этого они имеют доступ к необходимой методической и научно – популярной литературе в нашей библиотеке При желании, могут заказать интересующую их литературу и журналы через библиотеку-передвижку детского сада, которая активно взаимодействует с Муниципальным казенным учреждением культуры центральной городской детской библиотекой им. А. С. Пушкина.

Особой популярностью пользуются Skype (скайп) консультации. Беседы проводятся с семьями, которые ждут ребенка и семьями детей посещающих детские сады и не посещающих, как из нашего ДОО, так и из других. Консультации дают все специалисты: педагог-психолог, музыкальные руководители, старшие воспитатели, старшие медицинские сестры, учитель-логопед.

Продолжает работу детско – родительская группа «Кроха». Использование этой формы работы с родителями обусловлено многочисленными примерами не эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста, не адекватными способами организации их жизнедеятельности и воспитания. Современные родители часто не мотивированы воспитанием своего ребенка, а создают ему условия по принципу – нам так удобно. Это касается и режима дня малышей, который не соответствует физиологическим потребностям, и режиму питания и его качеству, и подбору игрового материала, и организация игры и досуга.

Примерами таких ситуаций:

- детей старше 2 – х лет продолжают кормить гомогенизированной пищей;

- отсутствует второй сон у детей младше 1 года 5 месяцев;

- отказ от приобретения игрового материала и замена его на современные гаджеты;

- безконтрольное приобретение игрового материала без учета возраста;

- отказ от игрового взаимодействия (ребенок предоставлен в игре сам себе);

- нежелание или неумение создавать условия для формирования необходимых культурно – гигиенических навыков и навыков самостоятельности и др.

И как следствие - раннее возникновение поведенческих и эмоциональных расстройств у малышей, конфликтные формы детско – родительских отношений, перекладывание ответственности за воспитание на сторонние организации, родственников.

Вот почему в рамках практической деятельности группы «Кроха» мы решаем многие вопросы, касающиеся не только социализации ребенка раннего возраста, но и вопросы, связанные с его воспитанием и развитием в соответствии с возрастом, а также создаем условия для оптимизации детско – родительских отношений. Возможность родителей в рамках групповой работы взаимодействовать со своим ребенком и с другими родителями и детьми создает базу для приобретения нового, наглядно увиденного, опыта взаимодействия.

Деятельность группы осуществляется в виде проведения комплексных (интегрированных) занятий, продолжительность пребывания детей с родителями в ДОО - 30 – 50 минут, 1 раз в неделю, с ноября по май.

Каждое занятие строится по тематическому принципу, то есть весь материал, используемый на занятии, подчиняется определенной теме, учитывается так же и время года. Весь материал поделён на блоки, в соответствии с временем года и на темы, в рамках блока. Одно занятие в блоках «Зима» и «Весна» посвящены формированию культуры проведения семейных праздников.

В основе занятий лежит игровой сюжет, смена игрового материала. Смена игрового сюжета обеспечивает вовлеченность ребенка в процесс. Своевременная помощь и поддержка взрослого – условие успешного освоения материала, создание ситуации успеха и комфорта. В рамках каждого занятия идет комплексное решение задач развития детей в разных видах деятельности. В рамках образовательного процесса предусмотрено время для свободного общения ребенка со сверстниками, организации игрового взаимодействия.

Сопровождение процесса специалистом, использование им адекватных возрасту приемов активизации ребенка, обеспечивает освоение новых способов взаимодействия с детьми раннего возраста, которые позволяют семьям расширять сферу своих воспитательных воздействий при решении часто встречающийся проблемы у малышей.

Каждое занятие имеет определенную структуру, в которой выделяются:

- приветствие,

- пальчиковые игры или игры на коленях,

- ознакомление с окружающим,

- конструирование,

- игры с дидактическими игрушками, действия с предметами,

- музыкально – ритмическая часть (проводит музыкальный руководитель,

- изобразительная деятельность (соответствует тематике основной части,

- двигательная разминка (освоение основных видов движений,

- свободная игра по интересам (время не ограничено,

- ритуал прощания.

В структуре занятия последовательность частей может быть изменена в соответствии с поставленными задачами, либо может быть исключена в соответствии с состоянием и желанием детей. В некоторых случаях часть «ознакомление с окружающим» и «конструирование» могут быть объединены по своему содержанию и проводятся как одна часть при сокращении общего времени занятия, с добавлением кратковременных дидактических упражнений.

В процессе работы используются технологии:

• коммуникативные игры.

• телесно – ориентированные игры и упражнения.

• арттерапевтические упражнения.

• упражнения с дидактическими материалами.

• психогимнастические игры.

• элементарное экспериментирование (снег, вода).

• музыкально – ритмические игры и упражнения.

Количество детей на занятии – не более 6 человек. Комплектуются группы по возрастному принципу.

Важным результатом деятельности группы «Кроха», на наш взгляд, является то, что родители начинают реально замечать и оценивать малейшие успехи своего ребенка. Кроме того, они начинают отмечать и те динамичные процессы, которые происходят во взаимодействии с ребенком, именно с точки зрения, качественно – положительного изменения.

Положительным, на наш взгляд, является и то, что увеличивается количество обращений родителей за консультативной помощью, в том числе, и после окончания деятельности групп «Кроха» (отсроченное обращение).

Родители, посещавшие детско – родительские группы, рекламируют деятельность групп среди семей микрорайона. В связи с чем, постоянно идут обращения к руководителю ДОО о желании либо получить консультацию, либо записаться в группы на следующий учебный год.

Анализ адаптации у детей, посещавших группы «Кроха» и поступивших в наше дошкольное учреждение, показывает, что эти дети быстрее привыкают к новым условиям, активнее и быстрее развиваются, обладают лучшими, по сравнению с другими детьми группы, навыками общения.

Среди других положительных изменений у детей отмечают :

- активизация речевой активности детей;

- сформированность навыков взаимодействия с другими детьми и взрослыми;

- выраженность способности выполнять определенные действия в рамках игровой обучающей ситуации;

- повышение эмоциональности ребенка при выполнении двигательных и музыкально – ритмических движений (удовольствие);

- освоение простейшими навыками и умениями в различных видах деятельности.

Другой интересной и современной формой взаимодействия с родителями в нашем дошкольном учреждении стала «Школа для родителей». Отличительной особенностью ее выступает активное участие всех субъектов образования (детей, родителей, педагогов и специалистов ДОО) в рамках исследования конкретной темы.

Цель деятельности «Школы для родителей» - обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

В рамках реализации цели, решались следующие задачи:

1. Повышение психолого – педагогической компетенции родителей.

2. Создание условий для оптимизации детско – родительских отношений и обогащения совместного эмоционального опыта семьи.

3. Развитие коммуникативных навыков участников проекта.

4. Поддержка самостоятельности, инициативы и творческих проявлений участников проекта.

Заседания «Школы для родителей» проходят 3 – 4 раза в год и готовятся всеми специалистами ДОО при активном участии педагога - психолога. Участниками проекта со стороны родителей являются все желающие.

Практика показывает, что активность родителей на различных мероприятиях, проводимых в ДОО не стабильна. Так, если это утренники, открытые показы занятий, как правило, посещаемость данных мероприятий 80 – 90 %. Но часто на таких мероприятиях родители в основном зрители, иногда участники (на праздниках). Если это совместные походы, создание построек, то посещаемость составляет 50 - 60 %. На родительские же собрания, консультации посещаемость может быть еще ниже. Поэтому, готовя план работы «Школы для родителей» необходимо было предусмотреть такие темы для рассмотрения, которые были бы интересны большинству слушателей, соответствовали бы годовым задачам ДОО и смогли включить в мероприятие детей. В связи с этим все заседания были подразделены на три основных группы:

- поддержание культурных традиций и ценностей современного общества и семьи;

Данные мероприятия позволяют на высоком эмоциональном подъеме формировать представления детей о наиболее значимых в жизни страны и семьи событиях, а так же культурных традициях чествования (празднования).

- тематические мероприятия в соответствии с годовыми задачами;

Здесь родителей знакомили наиболее актуальными вопросами современного образования и новыми подходами в работе с детьми.

- тематические мероприятия, связанные с запросами родителей.

Как показывает практика, родители и дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях «Школы для родителей». Об этом можно судить по высокой эмоциональной включенности участников, увеличении количества участников от заседания к заседанию, а также о расширении количества желающих принять участие в заседаниях «Школы для родителей». Посещаемость заседаний «Школы для родителей» более 70%.

В последнее время пользуется у родителей популярностью дискуссии по волнующим их темам. С одной стороны мы, работники дошкольного образования и поддерживающие наше мнение родители, бабушки, дедушки, с другой стороны родители, которые ориентируются на западные методы воспитания и развития детей, и очень доверяющие информации, которую получают из интернета. Инициаторами тем таких дискуссий выступают родители. Считаем эту форму работы очень эффективной.

В заключение хочется отметить, что требования законодательства и реальные изменения в обществе дают возможность по - новому выстраивать работу с семьей. В основу ложится положение о том, что семья является основополагающей в воспитании и развитии ребенка, становления его самости. Именно родители несут полную ответственность за то, каким образом осуществляется этот процесс, а дошкольные образовательные учреждения и другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять, дополнять воспитательную деятельность семьи. Деятельность нашего дошкольного учреждения на практике показывает, что поиск новых путей и форм выстраивания партнерского взаимодействия с семьей и социумом позволяет эффективно решать поставленные перед ДОО задачи.

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования,.

Презентация «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе» Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.

Формы и содержание взаимодействия педагогов ДОУ и семей воспитанников Целищева Ю. Н. -педагог-психолог Козловская Т. В. -воспитатель детского сада Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить.

Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Формы работы педагогов ДОО с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста Эффективность речевого развития.

Консультация для педагогов «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» Консультация для педагогов «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ» Семья - первоисточник и образец формирования межличностных.

Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей» Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребёнка, «возраст нераскрытых резервов» Е. О. Смирнова психолог, профессор.

Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка В качестве необходимых условий для создания социальной ситуации развития.

План взаимодействия с работниками ДОО п вопросам воспитания, обучения, развития детей В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение.

Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам художественно-эстетического развития и воспитания детей По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание и формы взаимодействия ДОО с семьей и социумом по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 14:50
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД