Анастасия Баринова
Содержание образовательной области «Художественное творчество» и интеграция задач по развитию изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования понимание содержания направления «Художественно-эстетическое развитие», на первый взгляд, не вызывает сложностей. Однако и здесь есть свои подводные камни. В этой статье мы хотели бы обратить внимание читателей на отдельные инновационные составляющие, связанные с практической реализацией образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка»
Публикация «Содержание образовательной области „Художественное творчество“ и интеграция задач по развитию изобразительного творчества» размещена в разделах
Итак, обратимся непосредственно к содержанию. При реализации образовательной области «Художественное творчество» воспитателям при взаимодействии с семьей надо сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворить их потребность в самовыражении через развитие продуктивной и творческой деятельности. При реализации содержания образовательной области «Музыка» музыкальному руководителю совместно с воспитателем и семьями воспитанников надо развивать музыкальность детей, их способность эмоционально воспринимать музыку, содействовать развитию музыкально-художественной деятельности и приобщать детей к искусству. Казалось бы, ничего нового и сложного в этом нет. Но это не так, потому что реализация этих и других образовательных областей, в соответствии с ФГТ, изменения в характере взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения связаны с признанием обществом и государством важной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Эмоциональный характер воспитания в семье, основанный на родственных чувствах, выражаемых в глубокой любви к детям, и основанный на возможности длительных воздействий на ребенка в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяют эмоциональное благополучие ребенка и оказывают решающее влияние на отношение детей к миру, к самому себе, в том числе – к искусству. Поэт и философ Ральф Эмерсон писал, что хорошая мать – шедевр природы. По его мнению, «большая часть цивилизации создана влиянием хороших женщин». Замечательный отечественный пианист Генрих Нейгауз считал, что для хорошего пианиста важнее иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Именно родители способны создать в доме богатую художественными впечатлениями среду, потому что сами любят то, к чему хотят приучить детей. Композиторы «Могучей кучки», внесшие огромный вклад в развитие и пропаганду русской музыки, до 7–8 лет получали музыкальное образование под руководством своих матерей. Так, например, общеизвестно, что музыкальное восприятие детей развивается в процессе длительного слушания музыки разных жанров и направлений. Накопление музыкального опыта малыша происходит постепенно. Эстетические впечатления ребенка при восприятии красоты природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства также накапливаются в значительной степени под влиянием семьи. В результате на основе богатого опыта впечатлений у детей формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, вкус, любовь к искусству.
Что для этого требуется? Во-первых, чтобы изменить характер взаимодействия семьи и детского сада. Для этого педагогическим коллективам детских садов надо отказаться от проведения ярких, но трудоемких по формам шоу, фестивалей, ярмарок и т. п. и перейти к содержательному общению с родителями по оказанию им помощи в информировании и организации посещения вместе с детьми концертов, выставок, музейных экспозиций и т. п. Во-вторых, педагогам при взаимодействии с родителями необходимо стремиться к взаимопомощи, взаимному уважению и доверию. Для этого каждый педагогический коллектив детского сада должен познакомиться с возможностями своих родителей и деликатно и тактично привлекать их к общению с детьми в качестве волонтеров – людей, которые готовы бескорыстно оказывать помощь в воспитании и развитии всех детей группы. Результаты проведения работы по художественному развитию детей при участии волонтеров как в нашей стране, так и за рубежом показали, что родители, имеющие музыкальное и художественное образование, даже периодически общаясь с детьми, могут внести неоценимый вклад в их художественное развитие. Воспользуйтесь этой возможностью!
Достаточно новым и сложным при реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» является то, что в соответствии с федеральными государственными требованиями образовательная деятельность с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей. В настоящее время актуальность вопросов, связанных с интеграцией образовательного процесса, ни у кого не вызывает сомнения. Однако в массовой практике детских садов по-прежнему существует достаточно поверхностное отношение к этому вопросу. Самой большой популярностью пользуется интеграция, построенная по принципу когда-то очень популярных комплексных занятий. Например, про березку дети спели песенку, затем прочитали о ней стихотворение, березку нарисовали, а в заключение разучили хоровод «Во поле березка стояла». При таком подходе к интеграции все компоненты содержания образовательной деятельности с детьми объединены одной темой, но они не связаны между собой способами детской деятельности, а лишь реализуются последовательно друг за другом, без приоритетов. При этом нагрузка на детей не уменьшается. В результате очень трудно определить, в чем преимущества такой интеграции.
Интеграция таких образовательных областей, как «Музыка», «Художественное творчество» и «Литература», которые связаны единой для этих областей основой – феноменом искусства – располагает огромными возможностями для того, чтобы учитывать особенности периода дошкольного детства. Интеграция должна быть больше приближена к жизни и обеспечивать маленьким детям целостное впечатление от того, что они делают вместе. Наверное, надо было бы начать с того, чтобы организовать живое общение детей с березкой. Пусть они обнимут ее ствол и ощутят его удивительное тепло, особенности поверхности, почувствуют аромат листьев или еще не распустившихся почек, упругость мягких, податливых веток. А если общение детей с березкой происходит осенью, надо предоставить им возможность побегать по ярко-желтому осеннему ковру из опавших листьев, поиграть с ними, вдыхая их аромат и запоминая запах березки и осени.
Интеграция – процесс творческий, и хочется надеяться, что в системе дошкольного образования найдутся воспитатели и специалисты, которые смогут сделать так, чтобы приблизить ее к интересам дошкольников.
Итак, содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач :
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
МЛАДШАЯ ГРУППА (3- 4 лет)
Основные задачи обучения художественному творчеству :
• предоставить возможности для работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также заданий по лепке и конструированию;
• научить работать с разнообразными художественными материалами;
• организовать индивидуальную и коллективную творческую работу. Общие приоритеты образовательной работы :
1. Развитие осмысленной моторики — основ смыслового видения и смысловой интерпретации действительности в художественном творчестве (изобразительном, декоративном, дизайнерском, формирование умений выразительно рисовать, лепить, конструировать.
2. Формирование основных способов выделения и воспроизведения целостнообразующих свойств вещей, явлений, событий и т. д. в процессе художественного творчества.
3. Развитие совместных действий и умений строить общение с педагогом и другими детьми в процессе создания художественного образа.
4. Воспитание эмоционального отношения к эстетическим характеристикам среды.
Разделы образовательной области Содержание
Живопись, графика и лепка Освоение выразительных возможностей точек, линий и пятен.
Геометрические фигуры как основа формообразования отдельных окружающих предметов и всего предметного мира.
Объемное формообразование.
Пластические свойства пластилина и приемы работы с ним (способность раскатываться, скручиваться, сплющиваться, разрываться, быстро изменять форму и т. д.)
Мастерская природы Создание декоративных работ из природных материалов
Мастерская народного искусства Многообразие народной игрушки и способы ее изготовления. Знакомство с народной глиняной игрушкой (Дымка, Филимоново, Каргополь).
Знакомство с народной деревянной игрушкой (матрешки, богородские и сергиевопосадские (загорские) игрушки)
Мастерская декоративного искусства Приобретение навыков правильного композиционного размещения объектов
Мастерская дизайна Дизайн ювелирных украшений, сувениров, новогодних игрушек
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
Основные задачи обучения художественному творчеству :
• дать возможность приобрести опыт работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также заданий по лепке и конструированию;
• научить работать с разнообразными художественными материалами;
• дать возможность приобрести опыт коллективной творческой работы;
• научить передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий;
• научить определять (узнавать) произведения народных художественных промыслов.
Общие приоритеты образовательной работы :
1. Продолжение развития осмысленной моторики в художественном творчестве (изобразительном, декоративном, дизайнерском, формирование умений выразительно рисовать, лепить, конструировать.
2. Проблемное введение изобразительных образцов — предметных и операционных — и их творческое освоение детьми (например, в ходе создания экспрессивных эскизов при обучении рисованию).
3. Формирование умения выделять в образце (в том числе заданном в графическом виде) целостнообразующие свойства и, ориентируясь на них, конструировать по образцу.
4. Развитие умения преобразовывать конструкцию-образец применительно к усложняющимся условиям.
5. Обучение простейшим способам анализа дизайнерской задачи.
6. Воспитание эмоционального отношения к эстетическим характеристикам среды.
Разделы образовательной области Содержание
Живопись, графика и лепка Ознакомление с изобразительными средствами : линия, точка, пятно. Характеристика линии: сплошная — прерывистая, толстая — тонкая, прямая — кривая, замкнутая — незамкнутая. Образные характеристики линии: «колючая», «добрая», «больная» и др.
Ознакомление с пятном: клякса, круг, овал, пятно сложной формы.
Образные характеристики пятна: «Злая клякса», «Удивленный круг», «Огорченный овал», «Улыбающееся пятно» (сложная форма).
Ознакомление с применением сочетания линии и пятна (точки) для создания художественного образа.
Рисование портрета человека.
Характеристика многообразия цвета в природе. Цвет и краски. Основные цвета. Характеристики восприятия цвета: теплые и холодные; гармоничные сочетания.
Контраст форм, размеров, цветовых сочетаний, темного и светлого, динамики и статики
(подвижного и спокойного) и т. п.
Изучение приемов изображения и лепки реальных объектов несложной формы.
Изучение свойств пластилина (способность раскатываться, скручиваться, сплющиваться, разрываться, быстро изменять форму и т. д.)
Мастерская природы Выполнение индивидуальных и коллективных работ из природных материалов (листья, шишки, засушенные цветы, тополиный пух и др.)
Мастерская народного искусства Знакомство с произведениями традиционных народных промыслов (Городец. Жостово. Гжель. Хохлома).
Продолжение знакомства с народной глиняной игрушкой (Дымка, Филимоново, Каргополь).
Продолжение знакомства с народной деревянной игрушкой (матрешки, богородские и сергиевопосадские (загорские) игрушки)
Мастерская декоративного искусства Декор в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в декоративной композиции. Составление ритма в орнаменте.
Стилизация. Приведение реальных форм растительного и животного мира к простым геометрическим формам
Мастерская дизайна Характеристика геометрических фигур: четырехугольник, треугольник, многоугольник, круг. Предметы, построенные на сочетании этих фигур.
Элементарное ознакомление с формообразованием объемных геометрических тел: шар, куб, пирамида, конус, цилиндр и т. д. и их характеристики, возможность с помощью их сочетаний создавать формы реальных предметов.
Характеристика материалов. Бумага. Свойства бумаги: цвет, толщина, фактура, способность трансформироваться (мяться, сгибаться, рваться, разрезаться, окрашиваться и т. д.).
Ознакомление с элементарными приемами
трансформации бумаги.
Ознакомление с различными приемами сгибания
и разрывания бумаги.
Способы работы с бумагой как средством для
изготовления предметов окружающей среды.
Сообщение теоретических сведений о
проектировании в процессе организованной
направляемой игры
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
Основные задачи обучения художественному творчеству :
• воспитать уверенность в возможности овладения изображением окружающего мира за счет освоения изобразительных техник и материалов;
• обучить умению находить в предметах окружающего мира простейшие геометрические фигуры; соединять их в сложные абстрактные и реальные формы;
• формировать технику выполнения изобразительных действий по созданию отдельных предметов и предметной среды в целом на основе простейших геометрических фигур;
• дать понятие об изобразительных средствах (линия, точка, пятно, художественных материалах, основах композиции и цветоведения.
Общие приоритеты образовательной работы :
1. Формирование основных способов выделения и воспроизведения целостнообразующих свойств вещей, явлений, событий и т. д. в процессе художественного творчества.
2. Развитие совместных действий и умений строить общение с педагогом и другими детьми в процессе создания художественного образа.
3. Развитие способностей к поиску и реализации новых идей (замыслов) в дизайнерской деятельности на основе освоения элементов базисной культуры творчества (исторически апробированных методов и приемов избирательного творческого поиска).
4. Обучение детей умению различать и соотносить функциональные, конструктивные и эстетические особенности создаваемых вещей.
5. Развитие способности к эстетической организации среды.
6. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий детей; формирование у них представлений о видах пластических искусств (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура, народное искусство). Роль искусства в жизни человека.
7. Раскрытие эстетической сущности произведений искусства. Только человек понимает красоту и только человек осознанно ее создает.
Разделы образовательной области Содержание
Живопись, графика и лепка Основы цветоведения: светлые и темные цвета; смешивание цветов с черным и белым для получения новых оттенков.
Элементарные основы композиции: часть и целое; сочетание частей, их соразмерность. Некоторые правила, приемы и средства композиции (равновесие в композиции, выделение сюжетно-композиционного центра).
Характеристика контрастов по величине, форме, фактуре, цвету.
Способы изображения предметов окружающего мира в статике и динамике (покой и движение).
Элементарное ознакомление с пропорциями и особенностями строения фигуры человека.
Элементарное ознакомление со строением фигуры зверя и сравнение его с фигурой человека. «Чем мы похожи?».
Ознакомление с формой птиц. Похожесть и отличия формы птиц от фигуры человека и животных.
Ознакомление со способами передачи настроения в рисунке.
Ознакомление с рельефом и приемами его выполнения (лепка)
Мастерская природы Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней. Конструирование из природных материалов. Создание композиций для украшения интерьера. Использование разнообразных природных материалов
Мастерская народного искусства Продолжение знакомства с произведениями традиционных народных промыслов (Дымка. Каргополь. Филимоново. Городец. Жостово. Гжель)
Знакомство с традиционными композиционными схемами размещения орнамента: ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг, а также с основными видами орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный). Орнамент рассматривается как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся узнавать орнаменты, которые используются в разных центрах народного творчества
Мастерская декоративного искусства Ознакомление с приемами передачи покоя и движения на примерах (изображениях) фигуры человека, животного и насекомого.
Цвет как способ передачи настроения в декоративно-прикладном искусстве.
Элементарное ознакомление со стилизацией. Приведение реальных форм к геометрическим. Стилизация растительных форм. Введение понятия контраста: большой — маленький, колючий — гладкий и др. Применение стилизованных
изображений в декорировании предметов.
Ознакомление с имитацией фактуры и
цвета меха животного, текстильных
материалов.
Ознакомление с основами
композиционного размещения элементов в
круге, квадрате и овале.
Ознакомление с объемным
формообразованием реальных сложных
форм. Элементарное ознакомление с
целесообразностью формы керамического
горшка в зависимости от его назначения
Моделирование объектов дизайна из
пластилина, пластика, соленого теста, папье-маше, бумаги.
Мастерская дизайна Художественная обработка ткани.
Бумагопластика. Моделирование из
бумажной ленты или полосок, которые
можно свернуть в колечко, изогнуть
волной, свернуть петелькой, накрутить на
карандаш, сложить гармошкой.
Закрепление приемов вырезания,
полученных в средней группе, и обучение
приемам вырезания предметов из листа,
сложенного вдвое и гармошкой.
Знакомство с основными приемами техники
«оригами» ( базовые формы: «треугольник»,
«квадрат-основа», «водяная бомбочка»).
Ознакомление с выполнением сложного
изделия с целевым назначением и
целесообразным выбором материалов.
Графический дизайн: упаковка, оберточная
бумага, пиктограммы.
Практическая работа по оформлению
интерьера, выполнению дизайнерских
проектов из доступных материалов,
применение готовых изделий дизайна для
создания художественно-выразительной
среды
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
Основные задачи обучения художественному творчеству :
• воспитать активное, преобразующее видение мира;
• научить передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий;
• научить определять (узнавать) произведения народных художественных промыслов, памятники архитектуры, традиционные костюмы народов России;
• научить видеть стилевое единство объектов дизайна, участвовать в эстетическом преобразовании окружающей среды;
• знакомить с основами художественного проектирования.
Общие приоритеты образовательной работы :
1. Раскрытие возможностей разнообразных выразительных средств решения художественно-творческих задач различных типов, формирование элементарных обобщенных представлений об этих возможностях.
2. Поощрение инициативы и самостоятельности — способности ставить и решать изобразительные «сверхзадачи».
3. Овладение элементарными средствами композиционного поиска; формирование умения осмысленно использовать их при решении конкретных изобразительных, декоративных и дизайнерских задач.
4. Освоение возможностей проектирования объектов дизайна.
5. Воспитание рефлексивного отношения к вещам как выражению духовно-творческой сущности человека.
6. Организация детских диалогов и дискуссий по поводу создаваемых творческих работ.
Разделы образовательной области Задачи
Живопись, графика и лепка Совершенствование приемов владения
изобразительными техниками и
материалами (карандаш, фломастер,
шариковая ручка, акварель, гуашь,
пластилин, соленое тесто и др.).
Применение модулей при изображении
фигуры человека и животных, основы
построения рисунка по движению.
Многообразие форм животного мира.
Основы пластической анатомии животных
и человека (на элементарном уровне).
Характерные позы животного в
зависимости от настроения. Реалистическая
и абстрактная передача форм животного и
человека.
Характеристика зависимости формы
животного от условий жизни.
Ознакомление с формой водных живых
существ.
Ознакомление с формой насекомых.
Ознакомление с формой животных
различных климатических зон.
Построение двухфигурной или
трехфигурной композиции со смысловой
связью объектов.
Ознакомление с жанрами изобразительного
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж).
Мастерская природы Ознакомление с различными природными материалами и формирование умения видеть в листьях, шишках, веточках сходство с формой некоторых предметов и их частей, обучение простейшим соединениям деталей между собой (приклеивание более мелких деталей для украшения, соединение деталей с помощью
пластилина).
Ознакомление с формообразованием предметов на основе конструкции (строения) и внешнего вида животных и растений (бионика). Роль дизайнера в создании предметной среды.
Комбинаторное формообразование.