Папки-передвижки

Содержание работы по формированию основ социальной культуры у детей старшего возраста

Татьяна Рыжкова
Содержание работы по формированию основ социальной культуры у детей старшего возраста

Содержание работы по формированию основ социальной культуры

у детей старшего возраста

Описание методики эксперимента. Цель, задачи, организация исследования

Базой исследования явилось МБДОУ № 217, подготовительная группа.

Детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Исследование сформированности основ социальной культуры у старших дошкольников осуществляли по следующим методикам:

Публикация «Содержание работы по формированию основ социальной культуры у детей старшего возраста» размещена в разделах

1. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р. Р. Калининой). Изучение сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственных нормах [13].

Описание методики. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка результатов. Высокий уровень - обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д. Средний уровень - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Низкий уровень - неправильно раскладывают картинки, не умеют обосновывать свои действия, эмоциональные реакции неадекватны.

2. Методика «Подели игрушки». Изучение сформированности нормы справедливого распределения[14].

Описание методики. Ребёнку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и ещё двумя партнёрами по игре, с которыми он не знаком или которых он не видит. Для трёх участников игры экспериментатор предлагает всего 5 предметов.

Обработка результатов. Высокий уровень: ребёнок оставляет себе одну игрушку. Партнёрам по игре даёт по 2 игрушки. Средний уровень: себе оставляет 2 или 3 игрушки. Партнёрам даёт по 1 игрушке, или 1 игрушку на двоих. Низкий уровень: 5 или 4 игрушки оставляет себе.

Методики подробно описаны в приложении (приложение 1). Сформированность социальных норм определяли по следующим критериям: понимание социальных норм (хорошие и плохие поступки, справедливое распределение. На основании подобранных методик определили уровни сформированности социальных норм : высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Критерии и уровни описаны в таблице 1 (см приложение).

Цель экспериментального исследования: определить уровень сформированности социальной культуры.

Задачи:

1) определить уровень сформированности основ социальной культуры

на констатирующем этапе эксперимента;

2) определить содержание работы, направленной на формирование социальной культуры.

3) провести с детьми игры и упражнения (формирующий этап эксперимента);

4) выявить уровень социальной культуры воспитанников на контрольном этапе эксперимента.

В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов и был направлен на решение основных задач исследования.

На констатирующем этапе исследовательской работы была осуществлёна диагностика уровней сформированности социальной культуры.

Для изучения исходного уровня сформированности социальной культуры детей старшего дошкольного возраста был использованы методики «Сюжетные картинки и «Подели игрушки».

Результаты исследования исходного уровня сформированности социальной культуры показали (диаграмма 1) «Сюжетные картинки» :

- высокий уровень – 40%;

- средний – 45%;

- низкий – 15 %.

Диаграмма 1

диаграмма уровней по методике «Сюжетные картинки»

При изучении сформированности представлений детей о социальных нормах по методике «Сюжетные картинки» мы получили следующие результаты: высокий уровень показали 8 человек (40 %). Дети правильно разложили картинки, определили хорошие и плохие поступки, правильно называли моральную норму, обосновали свой выбор. Эмоциональные реакции были адекватны.

Средний уровень показали 9 человек (45 %). Правильно разложили картинки, но не всегда могли обосновать свой выбор. Эмоциональные реакции были адекватны, но слабо выражены; с низким уровнем 3 детей (15 %). Эти дети допускали ошибки, не смогли обосновать свой выбор, эмоции отсутствовали.

Методика «Подели игрушки» (диаграмма 2)

- высокий уровень – 25%;

- средний – 45%;

- низкий – 30 %.

Диаграмма 2

диаграмма уровней по методике «Подели игрушки»

При проведении диагностики сформированности у дошкольников социальной нормы справедливого распределения, используя диагностическую методику «Подели игрушки». Результаты диагностики показали уровень сформированности этой нормы.

Высокий результат показали 5 (25 %) человек, дети правильно распределили игрушки. Эти дети взяли себе одну игрушку, а остальные игрушки отдали сверстникам. Средний уровень показали 9 (45 %) человек. Эти дети большую часть игрушек отдали сверстникам. У 6 (30 %) человек был выявлен низкий уровень сформированности нормы справедливого распределения. Большую игрушек дети взяли себе. Таким образом, мы выявили степень сформированности у воспитанников нормы справедливого распределения.

Анализ результатов позволил нам вывести средние показатели по проведённым методикам на констатирующем этапе.

Высокий результат у 6 (30 %) детей.

Средний уровень показали 9 (45 %) воспитанников.

Низкий уровень выявлен у 5 (25 %) дошкольников сформированности социальных культуры у старших дошкольников. По результатам анализа мы сделали вывод о необходимости продолжать работу по формированию социальной культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2.2. Практика формирования социальной культуры у воспитанников в процессе игровой деятельности

Проводимые наблюдения и эксперименты показывает, что в формировании социальной культуры у дошкольников особое место могут занимать игры.

Чтобы процесс получился плодотворным, интересным, а также значимым и результативным, я поставила перед собой такие задачи:

-через наблюдения изучить уровень сформированности основ соцкультуры у дошкольников старшего возраста;

- разработать комплексную систему по организации игровой деятельности

-проверить эффективность использования методов работы по воспитанию основ социальной культуры через разнообразные виды игровой деятельности;

- наметить дальнейшие перспективы по улучшению форм работы данного направления.

Оттого, как будет организована игровая деятельность, будет зависеть уровень сформированности у дошкольников основ социальной культуры, а также норм и правил поведения в обществе.

В своей педагогической работе с детьми я использую Программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Одной из ведущих целей данной Программы является формирование основ базовой культуры личности для дальнейшей подготовки к жизни в современном обществе.

В своей работе я использую самые разнообразные игры.

Дети учатся управлять своими эмоциями, контролировать поведение, в процессе игры, доброжелательности. Многие игры направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Такие игры способствуют сплочению детей, установлению тесного контакта в игре, развития своих творческих воображений.

Сюжетно-ролевые и режиссёрские игры позволяли закрепить и освоить новые модели поведения. Дидактические игры были ориентированы на формирование когнитивного компонента, на изучение социальной культуры, знание социальных норм : «Школа этикета», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо». «Лото вежливости», «Оцени поступок».

Игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто «Вовка - добрая душа»,

В. А. Осеева «Просто старушка» и т. д. помогали ребёнку осознать и понять собственные поступки и поступки других. Эти игры способствовали формированию эмоционального компонента.

Игры с правилами формировали произвольность волевых процессов и таких социальных (моральных норм, как честность, справедливость и были ориентированы на формирование поведенческого компонента.

Один раз в месяц проводили игру «Волшебные шары». Дети, держа в руке воздушный шарик по очереди называли свой отрицательный поступок, после того как все высказывались, шары отпускали в небо, это символизировало избавления от плохих поступков.

Один раз в неделю проводили игру «Мешочек добрых дел». Нужно было положить цветок в мешочек определённого цвета, называя то, что было сделано хорошего. Красный цветок брали дети, если сделали доброе дело для родных, жёлтый цветок – для своих друзей, зелёный цветок брали те, кто совершил доброе дело для природы (полил цветы, покормил птиц).

Дидактическая игра «Кубик справедливости». На гранях кубика мы изобразили нравственные ситуации. Дети анализировали свои поступки, и поступки своих товарищей сверяли их с ситуациями, изображёнными на гранях кубика.

Постигая нормы и правила этикета и взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике.

Мы предлагали детям разные игры способствующие формированию практических умений культурного общения. Важно было научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого каждый день начинали с игры «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передавали через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества

своего товарища, стоящего рядом с ним. При этом поощрялось использование и невербальных способов общения: взгляда, прикосновения, мимики, позы, интонации, жеста.

В конце года, я провожу итоговую диагностику с целью выявить, насколько была продуктивна моя работа. Был составлен перспективный план игровой деятельности, направленный на формирование основ социальной культуры (Приложение 2).

Проводя работу с детьми своей подготовительной группы, я пришла к выводу, что:

Дети стали более активными, дружными, общительными, проявляют симпатию друг к другу, более ответственны за себя и окружающих.

Дети могут проявить выдержку, настойчивы в достижении цели.

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

Как и предполагалось, проведённая работа обеспечила качественные изменения в сформированности социальной культуры детей.

На контрольном этапе эксперимента было осуществлено диагностическое исследование по тем же методикам изучения социальной культуры детей старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Был произведён сравнительный анализ данных эксперимента, сформулированы выводы и даны рекомендации.

Методика «Сюжетные картинки» (диаграмма 3)

Цель: изучение сформированности представлений о социальных нормах у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе.

Диаграмма 3

диаграмма уровней по методике «Сюжетные картинки»

При изучении сформированности социальной культуры детьми на контрольном этапе по методике «Сюжетные картинки» мы получили следующие результаты: высокий уровень показали 14 человек (70 %).

Дети правильно разложили картинки, определили хорошие и плохие поступки, правильно называли моральную норму, обосновали свой выбор. Эмоциональные реакции были ярки, адекватны, проявлялись в активной жестикуляции, мимике; средний уровень показали 6 человек (30 %). Правильно разложили картинки, но не всегда могли обосновать свой выбор. Эмоциональные реакции были адекватны, но слабо выражены. С низким уровнем представлений о социальных нормах детей нет.

Методика «Подели игрушки» (диаграмма 4)

Цель: изучение нормы справедливого распределения на контрольном этапе.

Диаграмма 4

диаграмма уровней по методике «Сюжетные картинки»

Мы провели диагностику сформированности у дошкольников социальной нормы справедливого распределения, используя диагностическую методику «Подели игрушки».

Результаты диагностики на контрольном этапе показали уровень

сформированности этой нормы. Высокий результат показали 13 (65 %) детей.

Они правильно распределили игрушки, взяв себе одну игрушку. Средний уровень показали 7 (35 %) человек. Эти дети большую часть игрушек отдали сверстникам. Низкий уровень сформированности нормы справедливого распределения не был выявлен.

Средние показатели результатов по проведё нным диагностикам на контрольном этапе: 14 детей (70 %) старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности социальной культуры. У них сформированы нормы взаимопомощи, справедливого распределения.

Они понимают о недопустимости нарушения социальных норм. Средний уровень показали 6 человек (30 %). Детей с низким уровнем не выявлено. Следовательно, педагогические приемы, которые использовались в своей работе, показали свою эффективность.

Повторная диагностика представлений детей о социальных нормах по методике «Сюжетные картинки» после формирующего этапа показала следующие результаты: высокий уровень показали 14 детей (70 %, это на 50% выше, чем показанные результаты на констатирующем этапе, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 15 %, детей с низким уровнем представлений о социальных нормах нет.

На контрольном этапе диагностика сформированности нормы «справедливого распределения» показала положительный результат. Количество детей с высоким уровнем на контрольном этапе выросло на 8 человек (40 %, 13 воспитанников (65 %) правильно распределили игрушки. С низким уровнем детей нет, на констатирующем этапе низкие результаты показали 6 человек (30 %).

Средние показатели результатов по проведённым диагностикам показали рост высокого на 40 %, с 30 % до 70 % у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень показали 14 (70 %) человек, средний уровень показали у 8 (30 %) человек. По итогам контрольного этапа детей с низким уровнем нет.

Мы подобрали методики и провели педагогическую диагностику сформированности социальных культуры у старших дошкольников на контрольном этапе. Проанализировали полученные результаты.

Сделали выводы о необходимости разработки и использования педагогических приёмов в формировании основ социальной культуры у воспитанников. Была проведена практическая работа по формированию основ социальной культуры в процессе игровой деятельности.

И так, в ходе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме исследования, определили понятие социальная культура дошкольника, и средства ее развития. Также мы выявили успешность применения игровой деятельности в процессе формирования основ социальной культуры. Экспериментально проверили результативность использования игр, как эффективного средства формирования основ социальной культуры детей старшего возраста.

Гипотеза исследования доказана.

В результате проведенной работы по формированию основ социальной культуры воспитанников подготовительной к школе группы дети научились добрее относиться к близким людям, проявлять сочувствие, сопереживание в общении с ними, интересоваться их самочувствием, распознавать эмоциональное состояние окружающих по мимике, интонации и жестам.

Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, а игра остаётся ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность также даёт ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Таким образом, целью психолого-педагогической деятельности является формирование основ социальной культуры дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Литература

1. Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : «Мозаика-Синтез», 2015. – 368 с.

4. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М. : «Мозаика-Синтез», 2015. – 64 с.

5. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. – М. : «Мозаика-Синтез», 2016. – 264 с.

6. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. – М. : «ТЦ Сфера», 2014. – 128 с.

7. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М. : «Педагогика», 2013. – 385 с.

8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – М. : «Мозаика – Синтез», 2014 г. – 132 с.

9. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М. : «Академия», 2014. – 160 с.

10. Козлова С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка. – М. : «Мозаика-Синтез», 2016. – 44с.

10. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционального личностного развития детей. – М. : «ТЦ Сфера», 20015. – 65 с.

11. Парциальная программа «Дорогою добра» Коломийченко Л. В. [Электронный ресурс]. URL : - dou119-ekb.ru › FileAttachment › Download

12. Мерзлякова И. В. Социальная культура как основа социального благополучия человека и общества // научная статья по специальности «Социология». [Электронный ресурс]. URL : -

https://cyberleninka.ru › article › sotsialnaya-kultura-kak-osnova-sotsialno.

13. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант по Р. Р. Калининой). [Электронный ресурс]. URL : - https://shkolabuduschego.ru › shkola › metodika-syuzhetnyie-kartinki-r-r-

14. Методика «Подели игрушки». [Электронный ресурс]. URL : - https://studopedia.ru › 7_133411_metodika-podeli-igrushki

Публикации по теме:

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективно-календарное планирование работы по формированию основ безопасности с детьми средней группы Сентябрь 1. НОД «Правила для дошколят». Задачи: закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. 2. Рассматривание с детьми.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание работы по формированию основ социальной культуры у детей старшего возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 22:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД