Папки-передвижки

Составительская парциальная программа «Глинушка»

Ольга Харина
Составительская парциальная программа «Глинушка»

Составительская парциальная программа «Глинушка»

«Лепка из глины, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Средняя группа

Актуальность.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в их развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее. В их каждодневной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Изучив литературу по снятию напряжения, я приняла решение, что развитию творческого потенциала и снятие психического напряжения поспособствует лепка из глины. В настоящее время лепку из глины редко используют в развитии творческих способностей у детей.

Публикация «Составительская парциальная программа „Глинушка“» размещена в разделах

Глина - очень приятный материал для лепки, руки ощущают её совсем не так как, например пластилин.

Глина очень мягкий и податливый материал. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё. Создавая глиняную игрушку, мы отдаём тепло своих рук, настроение, частичку души. Во время процесса лепки у ребёнка развивается мелкая моторика рук, пространственное мышление, воображение, он знакомится с народным искусством и традиционной народной культурой. Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки поделки из глины хорошо просушиваются и вот здесь для ребёнка раскрывается весь мир художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками, что невозможно сделать с работами из пластилина.

Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно сообразить, как лепить.

Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и потом играть с ней.

Лепка из глины в дошкольном учреждении даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек, позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, активность, самостоятельность. Воспитывает интерес к народному творчеству. Процесс творчества - это настоящее чудо, где дети творят ради созидания, открывая тайны созидания, приобретая знания о предметах, о средствах и способах передачи увиденного. Поэтому решая проблему развития творческого потенциала детей я разработала этот проект.

Цель:

Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.

Задачи:

Для детей:

- воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус;

- воспитывать интерес к лепке, прививать культурно-гигиенические навыки, умение аккуратно пользоваться материалами;

- формировать у детей навыки лепки из глины, соленого теста, пластилина;

- развивать воображение, мелкую моторику, речь, творческие способности;

- познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из неё, подвести к пониманию ценности народного искусства;

- познакомить детей с русским прикладным искусством;

- расширить представление детей о природном окружении, об объекте неживой природы – глине;

- о русском народном творчестве.

Для педагога:

- сформировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создать условия для развития детского творчества, создать позитивное настроение.

Для родителей:

- привлечь внимание родителей к данной теме, к участию в работе.

Продолжительность занятий кружка рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня: 4 – 5 лет – 20 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей. Должны знать и уметь:

1. Владеет приемами раскатывания прямыми и круговыми движениями рук.

2. Использует в работе приемы сплющивания, соединения концов столбика в колечко, прищипывание, вытягивание.

3. Различает и называет основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

4. Владеет приемами раскрашивания готовых изделий при помощи кисточки.

5. Использует для нанесения узора дополнительный материал: стержни, трубочки, палочки и т. д.

7. Лепит предметы, состоящие из нескольких частей.

8. Использует в работе приемы налепа.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской 19 деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, 20 истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Для формирования у детей определенной системы знаний по данной теме использую следующие принципы:

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

В своей работе я использую групповые, индивидуальные формы организованного обучения:

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию творческих способностей. В своей работе я использовала следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Атрибуты, необходимые для работы с детьми:

Доски для лепки;

Тряпки и ёмкости для воды;

Стеки и зубочистки;

Гуашь 12 цветов, кисти, клей ПВА;

Глина.

Этапы практической работы по лепке из глины

1. Передача общего строения;

2. уточнение общего строения;

3. проработка основных деталей;

4. обработка поверхности изделия кисточкой при помощи воды;

5. просушивание изделия;

6. покраска основной краской;

7. раскрашивание готового изделия;

8. покрывание ПВА.

Доминирующая образовательная область - художественно эстетическое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями: как социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:

• Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• синхронизирует работу обеих рук;

• развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

• формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В начале работы мной были выявлены следующие проблемы:

- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный, что свидетельствует о низком уровне знаний о свойстве природного материала, о том, как и что можно делать с ним.

- семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины.

Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме лепка из глины с детьми дошкольного возраста.

При построении работы я обратила внимание на следующие направления:

Познавательное направление: включает в себя цикл познавательных мероприятий, которые способствуют расширению знаний детей о природном материале глине.

Практическое направление: включает в себя продуктивную деятельность детей, лепку из глины.

Для успешной работы с детьми созданы определённые условия, подобраны необходимые атрибуты.

Продуктивная деятельность - лепка из глины;

Индивидуальная работа;

Работа с родителями.

Методические приё мы:

Наглядный, словесный, практический.

Перспективное планирование работы с детьми средней группы

Сентябрь Знакомство с глиной и её свойствами.

«Фруктовый сад»

Октябрь «Кабачок, баклажан»

«Раскрашивание кабачка, баклажана»

Ноябрь «Котик»

«Раскрашивание котика»

Декабрь «Игрушки»

«Раскрашивание игрушки»

Январь «Снеговик»

«Раскрашивание снеговика»

Февраль «Машинка»

«Раскрашивание машинки»

Март «Роза»

«Раскрашивание розы»

Апрель «Дымковская лошадка»

«Раскрашивание дымковской лошадки»

Май «Божья коровка»

«Раскрашивание божьей коровки»

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа по ритмике «Маленькие звездочки» 1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Ритмика это интересное и увлекательное занятия. С прежних времен в педагогике знакомо, что большой потенциал.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Автор публикации:
Составительская парциальная программа «Глинушка»
Опубликовано: 20 октября 2022 в 17:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД