Светлана Казанцева
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Публикация «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя» размещена в разделах
То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т. е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель :
- не владеет специальными исполнительскими умениями;
- практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства.
В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.
Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не односторонне, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов и это взаимодействие должно иметь содержательную основу, которая может реализовывать такую сферу педагогического взаимодействия как преемственность.
Преемственность – это есть содержательные основы сотрудничества и сотворчества педагогов, которые необходимо рассматривать с двух сторон.
Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования.
Воспитатель не только помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Но функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии : он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.
В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.
В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.
Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д.
Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями :
Организация и проведение непосредственно самой деятельности с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями, которое включает:
1. Ознакомление воспитателя с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
Подводя итог, следует сказать, что благодаря такому сотрудничеству, музыкального руководителя и педагогов, будут достигнуты положительные результаты в музыкальном воспитании и развитии детей.