Получи документы

Советы логопеда «Различаем звук и букву»

Елена Лукина
Советы логопеда «Различаем звук и букву»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Солнышко» учитель-логопед Лукина Е. В.

Советы логопеда

«Различаем звук и букву»

Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.

Публикация «Советы логопеда „Различаем звук и букву“» размещена в разделах

Поэтому, очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Предлагаем игровые упражнения, которые помогут детям различать звуки и буквы.

Различаем звуки речевые и неречевые

Логопед демонстрирует детям звуки окружающего мира: играет на музыкальном инструменте, рвёт бумагу, переливает воду, хлопает в ладоши, стучит по столу, предлагает послушать шум за окном, в группе. И сообщает детям:

То, что мы слышим, - это звуки: музыкальный, бытовой, шумовой.

Вы сможете язычком повторить эти звуки?

Дети: Нет.

Логопед предлагает детям сказать так: ААА, ООО, УУУ, ЭЭЭ?

Дети повторяют звуки и делают вывод:

Звуки, которые мы слышим и можем произнести, - это звуки речи.

Упражнение «Отгадай звук по губам»

Оказывается каждый звук открывает рот по-своему.

Логопед произносит без голоса разные звуки, а дети по губам отгадывают, что это за звук: АА, ОО, УУ, ЭЭ, ИИ. Нужно протянуть звук и проверить, как открывается рот для каждого звука.

Логопед предлагает детям сказать [АААА] и понаблюдать за положением рта. (Рот широко открыт.)

Теперь сказать [ЖЖЖЖЖ]. Положение рта изменилось. (Рот закрылся.)

Дети произносят [ООООО] и наблюдают, как открывается рот? (Губки округлились.)

(Нужно проанализировать примерно 6–7 звуков, наблюдая за изменением положения рта).

Вывод: для каждого звука рот открывается по-своему.

«Звуки гласные и согласные»

Логопед спрашивает ребят задумывались ли они, почему во время разговора рот у нас то открывается, то закрывается? И предлагает поговорить с закрытым ртом.

(Дети пробуют что-то сказать, но никто ничего не понимает)

Логопед отмечает, что у детей ничего не получилось и предлагает сказать что-нибудь с открытым ртом.

(Дети пробуют что-то сказать, но опять ничего непонятно).

Логопед сообщает детям, что люди заметили: некоторые звуки рот открывают, а некоторые – закрывают. И разделили все звуки на две группы.

Одни звуки рот открывали, их назвали гласные. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Чем громче мы их произносим, тем шире открываем рот. Чтобы громче произнести [А], надо шире раскрыть рот.

(Дети произносят гласные и убеждаются на практике в достоверности

сообщенных сведений: «ОООО, АААА, УУУУ, ИИИИ, ЭЭЭЭЭ, ЫЫЫЫ»).

Любое правило лучше запоминается, если использовать художественное слово:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует,

Голос поёт,

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

Логопед обращает внимание детей, что другие звуки всегда рот прикрывали, кусались, их назвали согласные. При образовании согласных звуков воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости. Чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. Чтобы громче произнести [С], надо плотнее придвинуть язык к зубам.

А СОГЛАСНЫЕ согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть.

Но не хочется им петь.

Чтобы научиться читать, нужно научиться выделять первый звук в слове.

Упражнение «Поймай первый звук»

Логопед называет слово, начинающееся с ударного гласного звука. Потом называет его еще раз вместе с детьми, сильно протягивая (интонируя первый звук). Кидает мяч одному из детей, ребенок называет первый звук в этом слове.

Логопед: Я скажу слово. Вы повторяете его за мной. Тот звук, который тянется дольше других, и будет первым. Чтобы найти звук в слове, нужно его протянуть, послушать и понаблюдать за положением рта. Если положение рта не меняется, значит перед нами один звук. Как только положение рта изменилось, то вы сразу услышите другой звук.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ!

Чтение не что иное, как «озвучивание» графических значков (букв). Видя такой значок, ребенок должен произнести то, что этот знак обозначает. А для этого в устной речи должны быть выделены составляющие ее единицы (звуки). Наше современное звуко-буквенное письмо отображает звуковой состав устной речи. Чтобы пользоваться буквами, ребенок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из 33 графических значков.

Если бы каждой букве соответствовал один и только один звук, то обучение чтению не представляло бы серьезных затруднений. Однако, практически все согласные обозначают 2 звука мягкий и твердый. Видя букву Л, мы не знаем, какой звук следует произнести – твердый Л или мягкий ЛЬ. Глядя на согласную букву, мы не может однозначно назвать звук, который она обозначает. Итак, глядя на согласную букву, мы не знаем, как ее прочесть – твердо или мягко. Об этом нам сообщает следующая за согласной гласная буква. Чтобы прочесть, «озвучить согласную», мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную.

Игровые приемы для разграничения звуков и букв

Прием 1

Логопед просит ребенка встать спиной к доске, а сам пишет на доске любую букву. Спрашивает ребёнка, какую букву он написал. Конечно, ребёнок не сможет ответить. Тогда логопед просит его снова закрыть глаза и произносит звук. Спрашивает, какой звук малыш услышал. Ребенок назовет его без труда.

Прием 2

Логопед складывает ладошки лодочкой, подносит ко рту и начинает произносить разные звуки. Потом спрашивает ребенка, лежат ли у него в

ладошках буквы?

Буквы - это значки, мы их пишем и читаем.

У каждой буквы есть своё имя: ЭС, ЭМ, БЭ. ВЭ и т. д.

Звук – это то, что мы произносим и слышим.

Чтобы найти звук, нужно посмотреть на положение рта.

Мы звук произносим и слышим.

А букву мы видим и пишем.

Правило чтения «Смотрим на букву – называем звук»

Мы смотрим на букву, но произносим звук, характерный для каждой буквы. Ребенку дается такая установка: «От [М] до [О] бежит дорожка. Пока я по ней еду, ты тянешь звук [МММММ], с середины пути смотрим на следующий звук, меняем положение губ и называем его:

ММММ-ОООООО».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Как мы искали букву Р»Интегрированное занятие «Как мы искали букву Р» Музыкально-логопедическое занятие с детьми подготовительной логопедичекой группы. Комплексное взаимодействие специалистов с детьми с ОВЗ.

Дидактическая игра «Звук называй — букву собирай»Дидактическая игра «Звук называй — букву собирай» Дидактические игры - один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть.

Логопедическая игра «Сложи букву»Логопедическая игра «Сложи букву» Логопедическая игра «Сложи букву». Цель: Дифференциация сходных по акустико-артикуляционным свойствам звуков. Задачи: - Учить дифференцировать.

Советы логопеда родителям: игры для дома во время карантинаСоветы логопеда родителям: игры для дома во время карантина Сейчас у многих взрослых появилась необходимость работать в домашних условиях. При этом дети тоже находятся дома, рядом. Любознательные.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «Д»Загадки, стихи и скороговорки на букву «Д» Загадки 1 Ёжик вырос в десять раз, Получился … (дикобраз). 2 Пройдёт туда-сюда Раз двести, Хотя стоит весь день на месте. (Дверь) 3 Друг.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «Е»Загадки, стихи и скороговорки на букву «Е» Загадки, стихи и скороговорки на букву «Е» Загадки Её всегда в лесу найдешь – Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая как ёж, Зимою в платье.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «Г»Загадки, стихи и скороговорки на букву «Г» Загадки, стихи и скороговорки на букву «Г» Загадки С подругами и сёстрами Она приходит к нам, Рассказы, вести новые Приносит по утрам.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «Л»Загадки, стихи и скороговорки на букву «Л» Загадки 1. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост – пушистая краса, А зовут её? … (лиса) 2. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую ….

Загадки, стихи и скороговорки на букву «М»Загадки, стихи и скороговорки на букву «М» Загадки, стихи и скороговорки на букву «М» Загадки 1. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь.

Загадки, стихи и скороговорки на букву «Ж»Загадки, стихи и скороговорки на букву «Ж» Загадки Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями – Листьями деревьев. (Жираф) *** Черен, а не ворон, Рогат,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы логопеда «Различаем звук и букву»
Опубликовано: 3 октября 2021 в 13:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы логопеда «Различаем звук и букву»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лукина (УИ 767875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД