Получи документы

Советы учителя-дефектолога «Упражнения для развития внимания старших дошкольников и младших школьников»

Наталья Гутенева
Советы учителя-дефектолога «Упражнения для развития внимания старших дошкольников и младших школьников»

Разные дети внимательны по-разному. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание : они старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им бывает сложно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но и легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом.

Публикация «Советы учителя-дефектолога „Упражнения для развития внимания старших дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах

Если ребенок не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме, у него недостаточный объем внимания. Неустойчивость внимания, трудности концентрации проявляются в том, что ученик не может работать сосредоточенно, не отвлекаясь. О недостаточной избирательности внимания говорят, если ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания проявляется в том, что детям трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала спрашивали у ребенка таблицу умножения, а потом решили проверить знание правила по русскому языку, то он будет допускать ошибки, хотя и знает правило. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение без ошибок выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания проявляется в том, что ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Определенные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Успешность тренировки внимания в большей мере определяется также индивидуальными особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Люди с сильной, уравновешенной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.

Решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне.

Предлагаем несколько упражнений для развития внимания младших школьников :

* 1. Упражнение «Сегодня лучше, чем вчера». Ребенок должен построчно, справа налево, просматривать печатный текст и отмечать определенный элемент в течение 5 минут. Ежедневно фиксируется количество проработанных элементов и количество допущенных ошибок (пропуск элемента, ошибочное вычеркивание). Вычеркивать буквы можно в текстах детских книг с крупным шрифтом. Сложность заданий увеличивается по этапам протяженностью в неделю: так, в течение первой недели ребенок вычеркивает только один знак; на второй неделе - 2 знака и т. д. При этом вариантами усложнения задания на последующих этапах могут быть следующие:

• введение более двух элементов;

• разные способы отметки элементов (справа-налево наискосок; слева направо наискосок; обвести кружком; обвести квадратом; один обвести, другой - зачеркнуть разными способами; подчеркнуть; увеличение и уменьшение шрифта; использование значков и т. п.)

* 2. Чтение текста до заранее указанного выражения.

* 3. Счет с помехой: учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.

* 4. Игра «Пуговицы»

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набор пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

*5. Упражнение «Списывание»

Цель — развитие концентрации и устойчивости внимания.

Предложите ребенку без ошибок переписать такие вот строчки:

1. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ

ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА

КЛАТИМОР

2. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА

ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

ФИЛЛИТАДЕРРА

3. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ

ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

*6. Упражнение «Найди слово»

Цель — тренировка распределения избирательного внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

Например, вы пишите:

бкуститранвстулрюджыметакулаггщшщатмашина

прстыюкозаевнциджарамылуквтсумкалдчеврачшай

Ребенок вычеркивает все найденные внутри текста слова.

Для развития внимания полезны также упражнения :

«Что перепутал художник», «Лабиринты» разной степени сложности,

Следует отметить, что занятия должны быть регулярными и проходить в эмоционально-приятной обстановке.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Семейное чтение с раскрасками «Подружка — совесть» для старших дошкольников и младших школьников Многие родители в своем желании доставить своим детям различные удовольствия, сделать их жизнь возможно более радостной, помнят о книгах.

Презентация «Стихи о характерах с раскрасками «Нам нравится учиться» для старших дошкольников и младших школьников» Сидели как-то дети во дворе и громко распевали: Солнышко, ядрышко, Выгляни в окошко, Нас согрей немножко! По улице шел дедушка. Он засмеялся.

Презентация «Стихи с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников о характерах «О нашей любознательности» Дорогие мои воспитатели, педагоги и родители, заинтересованные в позитивном воспитании детей! Продолжаю публиковать небольшие подборки детских.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Рассказ для старших дошкольников и младших школьников «Юнону лечили не «на авось»Рассказ для старших дошкольников и младших школьников «Юнону лечили не «на авось» В преамбуле два слова о появлении этого рассказа. 27 февраля был день белого медведя на МААМе. И Ника (https://www.maam.ru/users/537430).

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку? Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ И РУЧКУ? Почерк — одна из насущных проблем.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьниковСтихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников "ПИСЬМО С ФРОНТА" Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы учителя-дефектолога «Упражнения для развития внимания старших дошкольников и младших школьников»
Опубликовано: 14 июня 2023 в 15:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД