МААМ-картинки

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Павлопасадским платком» (5 фото)

Анна Сизова
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Павлопасадским платком»

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Знакомство с Павлопасадским платком»

Подготовила:

Воспитатель Сизова Анна Геннадьевна

Цель: Познакомить детей с Павловским платком, с историй возникновения платка.

Задачи :

1. Образовательные

• Расширить представления детей о русской народной культуре, через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;

Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Знакомство с Павлопасадским платком“» размещена в разделах

• Формировать у детей понятия об особенностях узора; составлять узор на квадрате;.

• Закреплять умение детей составлять квадрат их из других геометрических форм;

• Расширять словарный запас, за счё т слов :бахрома, набивной, шаль.

2. Развивающие

• Развивать интерес к народному искусству;

• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

• Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой в технике квиллинг, глазомер, мелкую моторику рук.

3. Воспитательные

• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное; умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества;

• Воспитывать у детей трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

• Познавательное развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

Материалы и оборудование:

Слайдовая презентация, ноутбук, Павлово-Посадских платки, сундук, картинки с изображением частей от разных платков, мнемо-таблица, сарафан, русско-народная рубашка, музыкальный центр, русская народная музыка, минусовка песен «Синенький скромный платочек» и «Подари мне платок», элементы русского народного костюма, корзина, клубок, бубенцы, клей,кисточки для клея по количеству детей, картонная основа для платка 3 шт, кленки, полоски для квиллинга, инструменты для квиллинга, салфетки, треугольные заготовки платков с элементами квиллинга, заготовкаи бумажной бахромы.

Предварительная работа:

чтение русских-народных сказок,

бесседы с детьми и рассматривание открыток с русскими костюмами,

рисование и аппликация узоров и орнаментов на русско-народных костюмах (сарафана, косоворотка, пояс,

совместное творчество с родителями (изготовление кокошника,

разучивание песен «Подарю я платок», «Синенький скромный платочек»,

разучивание стихотворения «Платок»,

рассматривание иллюстраций к книгам Н. Г. Рудина «Павловские шали»,

Ход проведения совместной деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в группу.

В. Здравствуйте дорогие гости! Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте с ними поздороваемся.

День вам добрый,

День вам чистый,

День без боли и без зла,

И от добрых всех людей

Шлем поклон мы вам, друзья!

В. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубок. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

(Клубок катится к корзинке, а в корзинке записка.)

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней. Записка.

У бабушки Арины

Волшебный ларец.

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

(звучит русская народная музыка)

В. Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины,сколько много интересных вещей у нее в светлице. Что вы знаете из этих вещей? (кокошник, лапти, душегрея, фуражка, понева, пояс).Правильно это элементы русского народного костюма.

Как хорошо в эти зимние морозные дни собраться всей семьёй с родственниками, друзьями в светлице, рукоделием заняться, новостями обменяться, спеть любимые песни. А вот и ларец волшебный.

Открывается палата,

Смотрите, чем она богата.

Из сундука воспитатель достаёт рубашку и сарафан.

В. Что это? (косоворотка и сарафан, это элементы русского-народного костюма.

В. Давайте вспомним что мы знаем о русско-народном костюме и расскажем нашим гостям, помогут вам в этом мои подсказки, волшебная табличка. (воспитатель показывает мнемо таблицу о русско-народном женском и мужском костюме).

Кто из вас хочет рассказать что он знает о народном костюме? Как украшали костюмы? Из какой ткани шили рубашки и сарафаны? Какие узоры использовали в украшении?

(желающий ребёнок рассказывает о женском или мужском народном костюме по мнемо-таблице, остальные дети дополняют).

В. Еще в сундуке что то есть, отгадайте загадку

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)

В. Посмотрите, ребята, какие удивительные и красивые Павлопасадские платки. Вам нравятся? Бабушка Арина не просто так положила эти платки в свой ларец, она захотела что бы вы больше узнали об этих не простых платках, так как они являются не важной частью русского народного костюма. Русский поэт Александр блок написал воспевая (прославляя) Россию, написал такие строки:

«А ты всё та же, лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Плат узорный о котором говорит поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязме.

В. С чем можно сравнить платки? (с русской сказкой)

В. Сказки всегда рассказывают волшебные удивительные истории и я вам предлагаю одну такую историю послушать. Готовы? (да)

Просмотр презентации.

1 слайд –Павлопосадские шали.

2 слайд- В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди полей и лесов, стоит славный город – Павловский Посад. Давным-давно жили в том городе мастера умелые. Собрались они однажды все вместе и стали думать думу, как бы им мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали они, думали и придумали…Основали в городе небольшую ткацкую фабрику. Хозяевами стали братья Лабзины: Андрей, Иван да Еремей. Ткали на фабрике ткани.

3 слайд-Шло время, и решил один из братьев начать ткать да разукрашивать разными красками платки набивные - теплые, удобные, красивые. И назвали те платки – шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских.

4 слайд- Когда люди придумали украшать платки, они всё делали своими руками. Художники придумывали и рисовали орнамент платка, далее переносили узор на деревянные доски (которые назывались манерами” и “цветками, вырезали лобзиками узор.

5 слайд -Узор наносили на холст резными “манерами” и “цветками”. Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань» и поэтому платки называли набивными.

6 слайд - А сейчас работу выполняют умные машины и большие станки. Но никой компьютер не придумает такие красивые узоры для платков и в наше время это делают художники. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело. Делают ее лишь настоящие мастера по ткацкому и красильному делу. Что бы создать такую шаль нужно хорошо потрудиться. У нас о труде очень много пословиц, давайте вспомним их.

Игра «Закончи пословицу».

В-ль: Дети:

1. Сделал дело … Гуляй смело.

2. Без труда не выловишь… И рыбку из пруда.

3. Терпенье и труд… Все перетрут.

4. Скучен день до вечера…. Коли делать нечего.

5. Ни сиди сложа руки… Так и не будет скуки

В. Молодцы.

7 слайд -А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной. Давайте поближе рассмотрим платки (воспитатель вместе с детьми выходят на середину раскрывают красный платок).

В. Может кто то из вас вспомнит стихотворение о платке? (желающий ребёнок рассказывает стихотворение «Платок»).

Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок

Красный, желтый, голубой - удивительный такой.

Посмотрите, на платок вот зелененький листок

Завитки как кружева, словно мягкая трава.

В. Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья)

В. Какие знакомые цветы вы видите на этом платке (ответы детей)

В. Самый распространенный рисунок на платках – это цветы : букеты или гирлянды из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.

В. Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей)

В. Какую форму имеет платок? (квадратный).

В. А где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).

В. Роза самый распространенный цветок на платке и зеленые листья – яркие, эти яркие и крупные элементы чаще всего располагаются по углам, а дополняют букет, мелкие цветы: голубые, сиреневые. Середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками или мелкие цветы собраны в венки.

В. Посмотрите внимательно на углы и стороны платка, как нанесён рисунок (в каждом углу и на каждой стороне рисунок повторяется, симметричный).

В. Какой фон может быть у платков?

В. Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидите?

(Каждая четвертая часть платка похожа на три остальные).

Д\и «Собери платок»

На столе лежат разрезанные платки на квадраты. Необходимо собрать целые платки.

В. Обратите внимание что по краю платков есть бахрома (ее пришивают, а есть такие платки, где ее вяжут вручную.

В. Одинаковы ли рисунки на платках (нет)

В. Какое настроение у вас при рассматривании платка (ответы детей)

В. Ребята, а вы знаете, что с Павлопасадскими платками можно играть? На Руси ни одно гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Под платком».

Вот платочек расписной

Он волшебный, не простой

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают или ходят под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит : Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

После игры воспитатель вместе с детьми возвращается к презентации.

8 слайд -Так и стали яркие и цветастые шали модными и всем русским барышням понравилось их носить: кто на голову наденет, кто на плечи набросит, а кто и дом свой украсит. Давайте и мы попробуем платки одеть по разному. Как вы думаете как можно носить платок (Ответы детей)

В. В давние времена платки носили по бабье (замужние крестьянки, завязывали под подбородком концами назад, по купечески (завязывали концами назад, по дворянскому (Накидывали на голову или на плечи)-воспитатель показывает на как именно одевали платки разные сословия.

В. Ребята, мы сегодня познакомились с волшебным чудом Павло-Посадской земли – с набивными шалями. Послушайте, какие красивые названия дают мастера своим шалям: Весна, Сказка, Тайна, Метелица, Фантазия, Русская красавица и др. Издавна по народной традиции.

Платок был самым желанным подарком.

Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты.

Люди начали стихи и песни слагать о платках. Давайте и мы с вами вспомним песни о платках которые мы знаем и споем (воспитатель вместе с детьми поют под музыку по одному куплету из песен «Подари мне платок», «Синенький скромный платочек».

В. Когда платки дарили, говорили добрые теплые пожелания. Давайте мы с вами подарим теплые пожелания нашим гостям.

1 реб. Мой платок называется «Цветочная сказка»

Пусть исполняются мечты,

Гармония наполнит дом,

Успех сопутствует во всём!

И одену я его на Валентину Владимировну

2 реб. Мой платок называется «Краски лета»

Желаем в жизни радости, тепла,

Пускай всегда на всё хватает сил,

И каждый новый день счастливым был!

И одену я его на Марину Александровну

3 реб. Мой платок называется «Розы на снегу»

Светлых дней, погоды ясной!

Счастья, ласки, красоты!

Пусть, как в самой лучшей сказке,

Все сбываются мечты!

И одену я его на Алёну Сергеевну

В. Создание платков — дело творческое.

В. А теперь я вас хочу пригласить в мастерскую по изготовлению платков. (Дети вместе с воспитателям подходят к столам на которых разложены заготовки для изготовления платков,разноцветные треугольники с орнаментом из квиллиннга).

В. Для начала разделитесь по 3-4 человек, вы сегодня будите работать сложенной командой и делать вместе одну работу. Мастерами мы будим с вами непростыми. Что у нас на столе?В какой технике мы сегодня с вами будем работать? (квиллинг)

В. Давайте расскажем что мы знаем о квиллинге нашим гостям.

Вспомним историю квиллинга, или как еще называют эту технику? (бумагокручение, бумажная филигрань, бумажное кружево.

Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, изменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Для этого мы используем специальный инструмент для квилинга, нарезанные полоски бумаги и клей.

В. Какой формы платок? (квадратный)

В. Мы с вами уже украсили отдельные элементы наших платков подготовили бахрому, которую вам необходимо тоже будет подобрать к своему платку по цвету.

В. Какой формы элементы платков? (треугольные)

В. Теперь вам необходимо собрать платок в единую форму из треугольников, вспомнив о том что мы сегодня узнали как располагается узор (рисунок, орнамент платка) по квадратной форме (на едином фоне, в углах и по сторонам одинаковые узоры из цветов).

В. Когда вы соберете платок проверьте все ли детали орнамента на своих места, всех ли деталей хватает, если чего то не хватает у нас есть для этого наши заготовки из спиралей, бумага и инструменты. Так же необходимо своему платку придумать название, как придумывали мастера когда создавали свои платки.

-Прежде чем приступить к работе вспомним правила и технику безопасности. Я вам зазываю правила а вы мне отвечаете «Да» или «Нет».

ДА НЕТ

1. С инструментом нужно обращаться аккуратно.

2. Работать нужно на клеенке.

3. Инструмент нужно передавать острым концом себе. 1. Излишки клея вытираем руками.

2. Можно работать неисправным инструментом.

3. Можно бросать инструмент на столе.

Дети приступают к работе, звучит русская народная музыка, воспитатель помогает и подсказывает, следит за техникой безопасности.

В. Какие красивые и необычные платки у вас получились. Давайте покажем их гостям. Вы большие мастера. Какие формы квиллинга использованы у орнаменте вашего платка?покажите и назовите. (тугая спираль, распущенная спираль, глаз, листик, завиток,изогнутый лист).

В. Какие цветы на платках их форм сложились? (ромашки, розы, лютики и т. д.).

-Какие названия вы придумали для своих платков? (ответы детей)

В. Ребята мы совсем забили про бабушку Арину к которой мы в гости попали. Давайте мы ей наши платочки оставим. Я думаю она будет очень рада увидеть такую красоту и точно будет знать что вы много чего узнали о её шали. (оставляем с детьми изготовленные платки в избушке).

В. А теперь скажите мне пожайлуста у ваших мам или бабушек есть такие платки дома? Какого цвета? (ответы детей).

В. Я думаю им будет интересно услышать от вас что то интересное о Павлопасадском платке. Что вы расскажите? (ответы детей)

После ответов детей, дети прощаются с гостями и уходят.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Павлопасадским платком»
Фото «Знакомство с Павлопасадским платком»
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста - фото
Фото №1 Совместная деятельность с детьми Фото №2 Все конспекты Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД февраль Формировать у детей понятия об особенностях узора составлять узор на квадрате
Публикации по теме:

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [О]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком О». С презентацией. Задачи: Учить детей выделять звук О. Определять.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах»Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах». Программные задачи: - Закрепить.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Знакомство со светом и тенью. Игры с детьми средней группы на прогулкеЗнакомство со светом и тенью. Игры с детьми средней группы на прогулке Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Формирование представлений.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне»Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне» Совместная деятельность воспитателя, Саттаровой Г. Р. с детьми старшего возраста, группы №4 и их родителями по ОО «Познавательное развитие».

Знакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЗнакомство с полевыми цветами. «Клевер луговой». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - познакомить детей с клевером; - рассказать о видах этого цветка, особенностях его строения и опыления, о его.

Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы «Знакомство с профессией «Доктор»Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы «Знакомство с профессией «Доктор» Цель деятельности: формирование знаний у детей среднего дошкольного возраста о работе доктора. Задачи: дать информацию о взаимодействии.

Автор публикации:
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Павлопасадским платком»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 23:28
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД