Папки-передвижки

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Золотарёва Наталья Анатольевна
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя

как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Золотарёва Н. А., учитель – логопед,

МБДОУ-детский сад № 9, г. Орел

В последнее время в силу разнообразных причин значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. В связи с этим большое значение приобретает поиск путей коррекции и эффективных форм работы с детьми. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированной группы для детей с нарушениями речи во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя. Поскольку процесс коррекции речи в логопедических группах является непрерывным в течение всего пребывания ребенка в детском саду, это взаимодействие приобретает большое значение и является единственным путем осуществления успешной коррекционной работы. Важность преемственности в работе логопеда и воспитателя объясняется еще и тем, что устранение сложных речевых дефектов (ОНР II и III уровней, как правило при дизартрическом компоненте, дефектах смягчения и озвончения, являющихся преобладающими в последнее время, возможно только при комплексном подходе. ОНР - это системное нарушение, которое характеризуется не только речевыми проявлениями. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей не только речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним. Воспитатель должен стать настоящим активным помощником логопеда, т. к. мы имеем единую цель – помочь ребенку овладеть правильной речью.

Публикация «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР» размещена в разделах

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе расширения представлений об окружающем;

- развитие способности использовать имеющиеся навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- автоматизация в свободной самостоятельной речи навыков правильного произношения звуков, грамматического оформления речи.

В некоторых случаях коррекционно – речевая работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и речевую базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов и изученного материала.

Как же организовать взаимодействие логопеда и воспитателя?

Первым этапом взаимодействия является обсуждение результатов обследований, проводимых логопедом, воспитателем и педагогом - психологом в начале учебного года. По итогам проводится психолого – педагогическое совещание с участием всех специалистов. Логопед знакомит воспитателей с состоянием звукопроизношения детей, фонематического восприятия, лексического и грамматического строя речи, состоянием артикуляционной и мелкой моторики. Воспитатель рассказывает об овладении детьми разделами программы. Педагог – психолог информирует коллег об особенностях внимания, памяти, мышления. На основе этого определяются перспективные направления работы с детьми. Совместно воспитатель и логопед могут определить уровни развития детей и скомплектовать подгруппы для коррекционной работы с ними.

Вся коррекционная работа в логопедической группе строится в соответствии с перспективно – тематическим планированием. Логопед и воспитатель в течение всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Изучение темы осуществляется воспитателем во всех видах деятельности: занятия, сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, прогулки.

На своих занятиях логопед знакомит детей с какой - либо грамматической категорией. Воспитатель на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой закрепляет эту грамматическую категорию в речи детей, используя рекомендованные логопедом игры и упражнения. На занятиях, а также в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурства, умывание, игра) воспитатель расширяет, активизирует словарный запас детей, одновременно создавая лексическую базу для последующих занятий логопеда.

Логопед готовит артикуляционный аппарат детей, занимается постановкой звуков и их автоматизацией. Воспитатель под руководством логопеда в игровой форме может закреплять у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата, а также активизировать поставленные звуки в словах, предложениях и речи детей.

Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда, фиксируя возникающие затруднения детей, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателя с целью контроля за речью детей.

Занятия воспитателей имеют широкие возможности для закрепления грамматических категорий в речи детей. На занятиях по РЭМП можно закреплять употребление существительных в единственном и множественном числе, закрепление образования форм родительного, дательного, творительного падежей существительных, употребление предлогов, согласование числительных и существительных. Занятия по ИЗО позволяют закреплять предлоги, временные формы глаголов (Что сделал? Что делаю? Что буду делать, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; занятия по физической культуре и музыке – предлоги, приставочные глаголы. Стоит ли говорить, какими широчайшими возможностями обладают занятия по развитию речи, на которых можно развивать и закреплять все речевые навыки детей? Все дидактические игры и упражнения, используемые воспитателем, обсуждаются и согласуются с логопедом.

По рекомендации логопеда воспитатель на своих занятиях и вне их проводит артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Комплексы гимнастики подбираются логопедом в зависимости от тематики занятий. Эти комплексы упражнений могут повторяться несколько раз за день. Воспитатель должен хорошо знать основные движения артикуляционного аппарата, добиваться четкости и точности движений. С этой целью проводятся просмотры артикуляционной гимнастики и тематические консультации для воспитателей.

Очень важной формой взаимодействия логопеда и воспитателя является проведение занятий по заданию логопеда. В течение всего учебного года ежедневно ведется тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя. Логопед записывает в тетрадь задания для детей для выполнения в вечернее время, после дневного сна. Тетрадь заполняется после индивидуальной работы логопеда с детьми. Содержанием таких заданий становится закрепление грамматических категорий, вызывающих затруднения у детей, развитие фонематических процессов, автоматизация звуков. Логопед обязательно информирует воспитателя, что проговаривание всего материала, и грамматического, и фонетического, должно происходить утрированно, с акцентом на закрепляемом звуке или грамматической форме. Дети, не имеющие задания, могут быть заняты настольными играми, заданиями по развитию мелкой моторики (мозаика, конструктор, шнуровка, штриховка). Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке в группе, оснащенном зеркалом и необходимым дидактическим материалом.

Одной из важных функций воспитателя в рамках взаимосвязи с логопедом является контроль за фонетической и грамматической правильностью речи детей и исправление всех возникающих ошибок. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении режимных моментов и всего общения с детьми. Очень важно, чтобы все ошибки исправлялись в корректной, доброжелательной манере. Нельзя не сказать о важности правильности речи самих педагогов. Речь педагога – это пример, образец для подражания для детей с речевыми нарушениями: она должна быть четкой, предельно ясной, внятной и выразительной.

Процесс нормализации речи детей возможен только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя, при повышенном внимании к речи ребенка и к своей собственной. Такая работа требует от педагогов терпения, такта, постоянной изобретательности. Только при правильно организованном взаимодействии логопед и воспитатель, постоянно помогая друг другу, могут достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Мастер-класс «Открытка к 23 февраля». Совместная работа воспитателя с детьми группыМастер-класс «Открытка к 23 февраля». Совместная работа воспитателя с детьми группы Цель: воспитать чувства патриотизма, узнать все о защитниках отечества. Задачи: расширять знания детей о празднике, кому посвящен праздник,.

Мастер-Класс «Открытка на 8 марта. Совместная работа воспитателя с детьми»Мастер-Класс «Открытка на 8 марта. Совместная работа воспитателя с детьми» Цель: изготовление открытки к 8 марта. Задачи: - развивать у детей творческие способности; -развивать мелкую моторику рук; -научиться.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР
Опубликовано: 30 августа 2022 в 14:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД