Наталья Чугунова
Совместная с родителями музыкальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Какие бы усилия по развитию и воспитанию детей мы, педагоги, не прилагали, какие новейшие технологии, методики не внедряли в свою работу, как бы не обновлялись подходы к организации работы в дошкольном учреждении – все будет напрасным, если дома, в семье ребенок не будет получать подтверждения тому, чему его учат в д/с, если у ребенка не будет уверенности в том, что его любят и ценят, о нем всегда заботятся.
Публикация «Совместная с родителями музыкальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Семья – вот главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, именно в семье закладываются основы личности ребенка, семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении – все эти качества личность приобретает в семье.
В последние десятилетия наметились серьёзные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребёнка. К сожалению, мы стали замечать, что с развитием информационных технологий (создания и популяризации телевидения, DVD, компьютерных игр и т. д.) родители всё больше и больше отдаляются от внутреннего мира своих детей. В связи со своей «занятостью» и нежеланием общаться со своим малышом, они и сами не подозревают, с какими проблемами им придётся столкнуться уже в скором будущем - это и неумение общаться с собеседником, и чувство дискомфорта в этом мире, и закрытость людям и многое другое.
Как же сделать так, чтобы этого не произошло? В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Я считаю, что различные совместные с родителями и детьми музыкальные мероприятия /занятия, развлечения, праздники/ наиболее подходят для решения данной проблемы, так как они включают в себя различные виды музыкальной деятельности.
Так возникла идея проведения совместных с родителями музыкальных занятий, развлечений и праздников.
В младшем дошкольном возрасте (первая группа раннего возраста и вторая группа раннего возраста) основной целью стало собственно развитие эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместных музыкальных мероприятий.
Мною были определены следующие задачи:
- Развитие музыкальных способностей детей в процессе совместной с родителями музыкальной деятельности.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада.
- Помощь в установлении эмоционального контакта, положительных взаимоотношений между родителями и детьми при помощи различных видов музыкальной деятельности.
Основной целью в младшей группе является развитие музыкальных способностей детей в процессе проведения совместных с родителями нетрадиционных музыкальных занятий.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
- Знакомство родителей с нетрадиционными видами музыкальных занятий (тематическое, сюжетно-игровое, театрализованное, занятие по слушанию музыки с элементами драматизации, занятие с элементами русского народного фольклора, с использованием музыкальных инструментов)
- Привлечение родителей к активному участию в подготовке и проведении этих занятий.
- Помощь родителям во взаимодействии с детьми в разных видах музыкальной деятельности.
В средней группе целью является развитие музыкальных способностей детей в процессе совместной с родителями театрализованной деятельности.
Задачи:
- Приобщение родителей к совместной с детьми театрализованной деятельности (к участию в сценках, исполнению ролей на праздниках и развлечениях и т. д.)
- Развитию музыкальных и творческих способностей детей в совместной с родителями театрализованной деятельности.
- Укрепление эмоциональной взаимосвязи между детьми и их родителями.
Для решения этих задач на каждый возраст был разработан перспективный план, который включает в себя разные формы работы с родителями : собрания, беседы, консультации, информационная деятельность и, конечно же, совместная с родителями практическая деятельность.
Подготовительным этапом является анкетирование, выступление на родительском собрании, где вместе с родителями обсуждается план совместной работы на год по музыкальному воспитанию, намечаются определённые цели и задачи, а так же способы их реализации. К этому этапу относятся и беседы-консультации по темам перспективного планирования.
Мною для каждой группы были изготовлены информационные папки-передвижки, в которых периодически меняется информация по какой-либо интересующей родителей теме или по теме будущей встречи-беседы /консультации/. Планирование на год состоит из нескольких блоков.
С сентября по декабрь – адаптационный блок, в ходе которого в младшем дошкольном возрасте происходит процесс привыкания и налаживания эмоциональных отношений в совместной музыкальной деятельности родителей и детей. Во второй младшей группе и средней группе мы проводим совместные мероприятия по намеченному ранее плану.
Январь – фольклорный блок, в который для детей каждого возраста включено занятие с элементами детского фольклора. На этих занятиях родители вместе с детьми знакомятся с многообразием фольклорных жанров /пестушки, прибаутки, колыбельные, приговорки, считалки и т. д. /. Главной целью таких занятий является установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребёнком через активное использование жестов поглаживания, а так же посредством совместной двигательно-игровой деятельности.
Февраль и март посвящены тактильному общению. Это совместные музыкально-физкультурные занятия и развлечения, на которых мы помогаем родителям и детям установить эмоциональный контакт посредством прикосновений, поглаживаний и т. д.
И завершает план с апреля по май - итоговый блок, в который включены итоговые музыкальные занятия и развлечения, а так же показательные занятия для родителей вновь поступающих в детский сад детей. На этом этапе мы обсуждаем успехи и подводим итоги совместной музыкальной деятельности родителей с детьми за год. На группах оформляются фотовыставки с фрагментами наших занятий и развлечений.
Перспективный план работы с родителями в первой группе раннего возраста.
Месяц Собрания, беседы, консультации Практические занятия (развлечения, праздники) Информационная
работа
сентябрь Собрание: «Развитие эмоциональных отноше-ний родителей и ребёнка в процессе совместной музыкальной деятельности». Обсуждение плана работы по музыкальному воспитанию. * «Здравствуй, детский сад!»
развлечение для детей второй группы раннего возраста с родителями *«Музыка в развитие младенца»
октябрь *«Ладушки-ладошки» -
занятие *«Первый День рождения!» -
как отметить первый день рождения.
ноябрь *Встреча-беседа с родителями :
«Семейные праздники для детей раннего возраста» *«Весёлые ножки» -
занятие
декабрь *«Открывай глаза, у ворот зима» -
занятие
*«Праздник новогодней ёлки» -
праздник для детей с родителями. *«Первый Новый год» -
как встретить первый Новый год.
январь *Беседа-консультация для родителей :
«На золотом крыльце сидели…» - роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста» - пестушки, потешки прибаутки. *«Прибаутки для малютки» -
занятие для детей с родителями с элементами детского фольклора.
февраль *«Пушистая семейка» -
занятие с элементами тактильного общения для детей с папами. *«Роль отца в развитие ребёнка
в раннем возрасте»
март Беседа-консультация для родителей :
«Тактильное общение в жизни малыша» *«Кошечки и котята» -
занятие с элементами тактильного общения для детей с мамами.
апрель
Собрание: «Успехи и достижения детей и их родителей в совместной музыкальной деятельности».
Подведение итогов работы за год. *«Весенняя прогулка» -
развлечение Оформление фотовыставки
«Нам вместе весело живётся»
май *«Вот что мы умеем» -
открытое занятие для родителей
вновь поступающих в детский сад детей.
Перспективный план работы с родителями
во второй группе раннего возраста.
Месяц Собрания, беседы, консультации Практические занятия (развлечения, праздники) Информационная
работа
сентябрь Собрание: «Развитие эмоциональных отноше-ний родителей и ребёнка в процессе совместной музыкальной деятельности». Обсуждение плана работы по музыкальному воспитанию. * «Здравствуй, детский сад!» -
развлечение для детей с родителями *«День рождения в кругу друзей»
октябрь Индивидуальные беседы-консультации
для родителей на тему :
*«Что такое музыкальность?» *«В гости к Осени» -
осеннее развлечение
для детей с родителями.
ноябрь *«Зимняя прогулка» -
традиционное занятие
для детей с родителями. *«Как весело встретить Новый год дома?»
декабрь *Встреча-беседа с родителями :
«Праздники в кругу друзей» *«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»-
праздник новогодней ёлки.
январь * «В гостях у Бабушки-Забавушки» -
занятие для детей с родителями с элементами народного фольклора. *«Игры-забавы в повседневной жизни малыша»
февраль Беседа-консультация для родителей :
*«Домашний оркестр» *«Весёлый зоопарк» -
физкультурно-музыкальное развлечение с участием родителей.
март *«Мамочка родная!» -
развлечение с участием родителей. *«Пойте детям перед сном»
апрель Собрание: «Успехи и достижения детей и их родителей в совместной музыкальной деятельности».
Подведение итогов работы за год. *«Весёлые музыканты» -
развлечение для детей с родителями
с использованием музыкальных инструментов.
май *«Вот какие мы большие» -
праздник, посвящённый переходу детей из яслей в детский сад. Оформление фотовыставки
«Нам вместе весело живётся»
Перспективный план работы с родителями
в младшей группе.
Месяц Собрания, беседы,
консультации Практические занятия (развлечения, праздники) Информационная
работа
сентябрь Собрание: «Развитие музыкальных способностей детей в процессе проведения совместных с родителями нетрадиционных занятий». Обсуждение плана работы по музыкальному воспитанию. *«Вот и осень к нам пришла» -
тематическое занятие для детей с родителями. *«Влияние музыки на психику ребёнка»
октябрь Индивидуальные встречи с родителями,
исполняющими роли на осеннем развлечении. *«Волшебство Осени» -
развлечение с участием родителей.
ноябрь Встреча-беседа с родителями :
«Подготовка Новогоднего праздника» –
обсуждение новогодних костюмов и ролей. *«Путешествие с Колобком» -
сюжетно-игровое занятие для детей с родителями. *«Домашний театр, как средство формирования взаимоотношений в семье»
декабрь Индивидуальные встречи с родителями,
исполняющими роли на новогоднем празднике. *«Новогодняя сказка» -
праздник для детей с участием родителей.
январь * «Мы с Хозяюшкой играем, всех в округе потешаем» -
занятие для детей с родителями с элементами русского фольклора. *«Русские народные игры для малышей»
февраль Индивидуальные встречи с родителями,
участниками сценки на празднике мам. *«Кто в теремочке живёт?» -
физкультурно-музыкальное развлечение для детей с родителями
март *«Чья мама лучше?» -
развлечение с участием родителей в театрализованной деятельности. *«Тренируем слуховое внимание» -
как научить ребёнка слышать всё вокруг.
апрель Собрание: «Успехи и достижения детей и их родителей в совместной музыкальной деятельности».
Подведение итогов работы за год. *«Кот и мыши» -
показ занятия по слушанию музыки с элементами драматизации.
май * «Музыкальная полянка» -
развлечение с использованием
музыкальных инструментов. Оформление фотовыставки
«Нам вместе весело живётся»
Перспективный план работы с родителями в средней группе.
Месяц Собрания, беседы, консультации Практические занятия (развлечения, праздники) Информационная
работа
сентябрь Собрание: «Развитие музыкальных способнос-тей детей в процессе совместной с родителями театрализованной деятельности». Обсуждение плана работы по музыкальному воспитанию. *«Мы уже не малыши!» -
развлечение, посвящённое переходу детей в среднюю группу. *«К сожаленью, День рожденье только раз в году» - или как сделать этот праздник событием.
октябрь
*«Осенины-именины» -
празднование Дня рождения детей,
родившихся в осенние месяцы.
ноябрь Встреча-беседа с родителями :
«Подготовка Новогоднего праздника» –
обсуждение новогодних костюмов и ролей. *«К маме с любовью» -
развлечение, посвящённое Дню матери. *«В гости к музыке» -
учимся любить и понимать музыку.
декабрь Индивидуальные встречи с родителями,
исполняющими роли на новогоднем празднике. * «Приключения Снеговика» -
праздник для детей с участием родителей.
январь *«Святки-колядки» -
развлечение для детей с родителями с элементами русского фольклора. *«Рождество Христово» -
о праздновании Рождества Христова на Руси.
февраль Индивидуальные встречи с родителями,
участниками сценки на празднике мам. * «Зимние посиделки» -
празднование Дня рождения детей,
родившихся в зимние месяцы.
*«Нашей Армии – Салют!» -
развлечение с участием пап.
март Встреча-консультация с родителями :
*«Звуки шумовые и музыкальные.
Шумовые инструменты своими руками» *«Карлсон в гостях у детворы» -
праздник для детей с участием родителей. *«На дворе у нас играют…» -
русские народные музыкальные инструменты своими руками.
апрель
Собрание: «Успехи и достижения детей и их родителей в совместной музыкальной деятельности».
Подведение итогов работы за год. *«Веснушка ищет Весну» -
весеннее развлечение с использованием шумовых музыкальных инструментов.
май *«Весёлое поздравление» -
празднование Дня рождения детей,
родившихся в весенние и летние месяцы. Оформление фотовыставки
«Нам вместе весело живётся»
В старшем дошкольном возрасте планируется продолжить и ещё больше укрепить сотрудничество педагогов ДОУ с родителями, укрепить взаимосвязь детей и их родителей в совместной музыкальной деятельности. Привлекать родителей к исполнению ролей на праздниках и развлечениях, к изготовлению праздничных костюмов и атрибутов, к подготовке совместных с детьми праздничных сценок, танцевальных и творческих номеров.