Людмила Везарко
Современная модель организации педагогической деятельности с музыкально одаренными детьми в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Исходя из моего опыта работы, практика показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, а скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Публикация «Современная модель организации педагогической деятельности с музыкально одаренными детьми в условиях ДОУ» размещена в разделах
Приступая к организации работы с одаренными детьми, я оказалась перед рядом проблем:
• Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
• Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а также обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
• Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использовала технологию педагогического наблюдения. Исходя из требований основной общеобразовательной программы ДОУ, в разделе
«Художественно-эстетическое развитие» наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия, исполнительской и творческой деятельности, анализа продуктов детских видов музыкальной деятельности, игровых заданий, бесед-обсуждений и опирается на рекомендации А. Г. Гогоберидзе, О. П. Радыновой, А. Н. Зиминой, К. В. Тарасовой. Метод наблюдения позволяет мне понять каждого ребенка как личность, на основе результатов - создаю комфортные условия для дощкольника, поддерживаю и поощряю его активность и инициативу в развитии музыкальных способностей.
Задачи, которые ставлю перед собой, представлены на слайде:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать и модифицировать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
6. Провести анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Направление моей работы осуществлялось в следующих блоках:
- Работа с детьми,
- Работа с педагогами и родителями.
Для определения индивидуальных музыкальных способностей также использую метод наблюдения, который позволяет мне оценивать три основные музыкальные способности:
- ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии (интерес к слушанию музыкального произведения, умение передать его содержание через эмоции, мимику, жесты и т. п);
- способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение (использование распевок, фланелеграфа, мультимедийных презентаций и т. д.);
- музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательное) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (постановка танцевальных увертюр, передача ритмического рисунка в пении, игре на музыкальных инструментах, использование логоритмики в коррекционных группах).
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность
интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:
• Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей и выявить детей с скрытой одаренностью.
• Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания.
На слайде приведены критерии педагогического наблюдения.
1. Музыкальность дошкольников:
1.1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
1.2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
1.3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы
музыкального творчества.
2. Характер общения и поведения на музыкальной деятельности:
2.1. инициативность;
2.2. активность;
2.3. проявление творчества
Используя метод наблюдения мною были сделаны следующие результаты:
• из 24 детей старше/подготовительной группы выявлено 11 человек со значительно выраженной музыкальностью, что составило 45,8 % от числа всех детей;
• из 18 детей мл/средней группы выявлено 6 человек со значительно выраженной музыкальностью, что составило 33 % от числа всех детей;
• из 14 детей старшей логопедической группы выявлено 6 человек с значительно выраженной музыкальностью, что составило 42,8% от числа всех детей.
В течение реализации проекта по работе с одарёнными детьми, промежуточные результаты воспитанников, были отражены в проводимых мероприятиях различного уровня:
-творческий проект «Чайковский ближе, чем ты думаешь» (городской фестиваль, посвященный 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского, и был удостоен дипломом особого образца;
- музыкальный спектакль «Винни Пух и все, все» был представлен на областной конкурс «Дети против пожаров», и получили диплом победителя. Значимые достижения воспитанников отражаются на сайте ДОУ.
Исследуя возрастные и личностные кризисы, психологи пришли к выводу что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя в образовательной деятельности музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности я и организовала кружок «Задоринка», реализация которого ведется по двум направлениям:
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Вывод:
Профессиональное управление качеством системы музыкального образования дошкольников, осуществляемое на основе мониторинга, как инструмента слежения и оценки качества, обеспечивает эффективное развитие интегративных качеств и успешное достижение дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной области «Музыка».
В соответствии со стандартом для решения образовательных задач и выявления одарённости детей дошкольного возраста, может проводиться оценка индивидуального развитии детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга, используя метод педагогического наблюдения, результаты которого используются специалистом исключительно для решения следующих задач:
• индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);
• оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности;
• развитие музыкальности (творческое мышление, воображение, исполнительская и творческая деятельности)
• воспитание интереса к музыке, музыкального вкуса