Получи документы

Современные достижения педагогической теории и практики по использованию сказок в образовательной работе с детьми

марина романенко
Современные достижения педагогической теории и практики по использованию сказок в образовательной работе с детьми

Сказки - это мудрость и жизненный опыт наших предков, передаваемый из поколения в поколение. Многие из них мы знаем с самого раннего детства и пересказываем своим детям. Но не всегда родители задумываются о том, какая отведена роль сказке в воспитании дошкольников, зачем она нужна и чему она учит ребенка.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Публикация «Современные достижения педагогической теории и практики по использованию сказок в образовательной работе с детьми» размещена в разделах

Сказка применяется в различных направлениях развития дошкольников.

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

Одй из задач социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Выявив это не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача работы в этом направлении - выявить в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Например:

В сказке «Кот в сапогах» можно предложить рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво себя ведёт, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?

В сказке «Рукавичка» нравственный урок можно также предложить раскрывать с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому–то. Вот тут–то и начинаются противоречия.

Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Следующими задачами социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Наиболее удачным средством коммуникативного развития дошкольников является театрализованная игра. Специфика заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимику, пантомимы, пластику, речь, пение и т. п.) передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

А что как не сказки, проще всего инсценировать. Очень интересно организовать театры в формате «Дети-детям» и «Дети – взрослым»,где ребята будут устраивать театрализованные представления для своих сверстников, детей младшего возраста, а также для родителей. Это и кукольный театр, теневой театр и т. д.

Также познавательное развитие предполагает:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

В работе со сказками возможно использование проектной деятельности, которая является осознанной, рефлексируемой добычей новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

В деятельности ДОУ можно реализовать следующие типы проектов:

- Исследовательско- творческие: дети исследуют сказки на различные темы, а затем результаты оформляют в виде буклетов, коллажей

- Информационно-творческие: дети собирают и оформляют (оформление и дизайн группы, выставки, создание альбомов т. д.)

Например:

Проект «Мыши-герои сказок». Дети исследуют, знакомятся со сказками, выбирают те, где встречаются мыши, выясняют, какие мыши в сказках (добрые или злые). Также можно рассказать о том, что в России существует музей мыши.

Проект «Экология в сказках». В ходе проекта дети прослеживают процесс от семечка к яблочку и снова к семечку, выясняют, в каких сказках встречается яблоко, яблоня, семечко яблока, какую роль они играют в данных сказках а также, что готовят из яблок и т. д. Можно изготовить макет по данной теме.

Проект «Какая еда встречается в сказках». Дети исследуют сказки и прослеживают, какая же русская еда встречается в сказках, чем питались наши предки. В ходе проекта в рамках тематической недели «Разговор о правильном питании» возможно также решение задачи физического развития дошкольников, а именно становление ценностей здорового образа жизни. Здесь внимание необходимо уделить разговору о продуктах традиционной русской кухни под девизом «Каша- матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.»

Проект «Животные в сказках». Можно создать альбом или организовать выставку книг,в которых встречается один и тот же какой-либо сказочный персонаж-животное,иллюстраций, рисунков по сказкам о животных.

Проект «Сказки в мультфильмах». Создание фильмотеки с подборкой фильмов-сказок. Просмотр и обсуждение увиденного.

Коллекционирование. Дети с помощью воспитателей и родителей собирают коллекции мелких игрушек, открыток, значков, фантиков, марок, с изображением сказок, сказочных героев. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Также для познавательного развития можно использовать электронные дидактические игры и упражнения по сюжетам сказок. Педагог, рассказывая сказку, показывает детям картинку с заданием. Эти задания помогут развить наблюдательность ребёнка, его умение запоминать, мыслить и анализировать.

Игровые задания сопровождаются забавными весёлыми рисунками, можно обогатить пособие звуковым сопровождением. Ребёнок с удовольствием будет выполнять их, разглядывая картинки. Размер такого пособия может быть неограниченным, все зависит от вашего желания и фантазии.

Трудно отрицать роль сказок в речевом развитии дошкольников. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Одной из задач речевого развития дошкольников является развитие речевого творчества. Примером является сочинение сказок.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт.

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.

Одним сочинением сказки данная деятельность не заканчивается, далее дети могут пройти ряд «этапов» :

- Публичное признание (дети знакомят своих сверстников, взрослых с результатами своего творчества)

- Выпуски литературных стенгазет (распространение своего опыта за пределами группы, детского сада)

- Участие в конкурсах (дети участвуют в различных литературных конкурсах)

- Встречи на сказочном перекрестке, встречи у литературного мостика (клуб по интересам)

- Посвящение в сказочники.

Новые подходы в работе со сказкой используются и для художественно – эстетического развития дошкольников и включают в себя следующие задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

Для решения таких задач можно разработать

цикл занятий «Музей одной картины», здесь дошкольники знакомятся с произведениями изобразительного искусства по сюжетам сказок. Например, по серии картин по русским сказкам В. Васнецова.

В рамках задачи по художественно – эстетическому развитию реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) используются нетрадиционные техники рисования, например монотипия,пальцевая живопись,рисование акварелью по мокрому,

рисование с помощью трафаретов по сюжетам сказок, с героями сказок.

Использование трафаретов,например,

- способствует развитию фантазии, мышления, памяти, речи и художественных способностей ребенка;

- готовит руку к письму;

- воспитывает настойчивость и аккуратность;

- поднимает настроение и вызывает интерес к творчеству.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой.

Используются следующие виды взаимодействия с родителями:

- Тематические родительские собрания о воспитательно- образовательных возможностях сказок

- Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т. д.).

- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год. Сказка "Колобок").

- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).

- Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимние сказки").

- АКЦИЯ «ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА, СКАЗКУ ПЕРЕД СНОМ»

Основная идея заключается в раскрытии и популяризации творческого потенциала родителей.

Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом.

Основной эффект в чтении вечерней сказки – снятие напряжения, переключение внимания малыша с дневных переживаний и расслабление нервной системы.

Сказка, прочитанная на ночь, лучший способ подарить малышу крепкую нервную систему.

Применение различных методов и приемов обучения и воспитания детей с помощью сказки способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество; удовлетворяет потребность в занятиях по интересам. Такая работа, является продуктивной. В результате у детей расширяется интерес к театрально-игровой, художественно-эстетической деятельности. Они становятся более чувственными и эмоциональными, более активными и самостоятельными.

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Презентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанникамиПрезентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанниками Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Хочу поделиться своим опытом работы по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. ДОКЛАД на педсовет.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Фотоотчёт о работе художественного кружка по циклу занятий «По следам русских народных сказок» с детьми 3–5 летФотоотчёт о работе художественного кружка по циклу занятий «По следам русских народных сказок» с детьми 3–5 лет .

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы)Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы) Возраст : 6 -7 лет. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Создавать условия для реализации творческой продуктивной деятельности в.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные достижения педагогической теории и практики по использованию сказок в образовательной работе с детьми
Опубликовано: 26 мая 2022 в 13:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД