Лучший педагог года

Современные образовательные технологии в логопедии

Анжела Макиева
Современные образовательные технологии в логопедии

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Использование современных образовательных технологий, позволяет повысить результативность и эффективность учебного процесса.

К ним относятся следующие технологии :

- логопедического обследования;

Публикация «Современные образовательные технологии в логопедии» размещена в разделах

- коррекции звукопроизношения;

- развития фонематического слуха;

- формирования речевого дыхания и голоса;

- развития мелкой и артикуляционной моторики;

- развития лексико-грамматического строя речи;

- развития связной речи;

- предупреждения и коррекции нарушений письменной речи;

- логопедического массажа.

Технология логопедического обследования ставит своей целью определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. В настоящее время создано много методов обследования. Их можно разделить по возрасту или уровню нарушения речи обследуемого, способу обследования.

Цель технологии коррекции звукопроизношения – формирование и совершенствование у детей умений и навыков правильного употребления звуков в процессе коммуникации

Технология формирования речевого дыхания и голоса включает в себя развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата; голосовые, дыхательные и темпоритмические упражнения, направленные на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи.

Технологии развития мелкой моторики достаточно разнообразны. К ним относятся традиционная пальчиковая гимнастика и массаж, современная гидрогимнастика, су -джок терапия и др.

Развитие артикуляционной моторики проводится посредством артикуляционной гимнастики, логопедического и зондового массажа.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи осуществляется по следующим направлениям: обогащение словаря, формирование структуры значения слова, развитие лексической системности, развитие словообразования, уточнение грамматического значения слова.

Развитие связной речи – важнейшая задача логопедической работы. Технологии развития связной речи разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

Совместно со специальными логопедическими технологиями использую общие образовательные технологии актуальные.

Технология дифференцированного обучения. Основной целью данной технологии является обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей для получения максимальных знаний и реализации личностного потенциала. Данная технология позволяет сделать коррекционный процесс более эффективным.

Игровые технологии, используемые в развитии детей, позволяют проводить коррекционную работу в нетрадиционной форме, раскрывать способности детей, разви- вать коммуникативные навыки, организовывать процесс в форме состязания, облегчать решение различных коррекционных задач, вовлекать всех в процесс, практически закреплять полученные знания, формировать мотивационную сферу. Игра рассматривается как преодоление пассивности детей.

Информационно-коммуникативные технологии в логопедической работе улучшают коммуникативную мотивацию детей, повышают их интерес, а сами НОД делают более интересными, насыщенными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико- грамматические средства языка.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование правильного отношения к своему здоровью. К ним относятся артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы, упражнения на релаксацию, су-джок терапия и др.

Технологии развивающего обучения основаны на идеях Л. С. Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания не конечная цель обучения, а лишь средство развития. Ориентация на «зону ближайшего развития» при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть способности каждого ребенка, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Нетрадиционные для логопедии технологии : ароматерапия — улучшение работоспособности и настроения с помощью запахов, хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека, литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека, имаготерапия — театрализация терапевтического процесса (образ, в основе которой лежит использование пересказа произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности;

- стимуляция двигательных функций;

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

- растормаживание речевой функции;

- развитие чувства ритма, темпа, времени;

- развитие мыслительных способностей и фантазии;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- нормализация просодической стороны речи.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает улучшению психо- эмоционального состояния детей.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

- совершенствование лексико - грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- развитие диалогической и монологической речи;

- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

- создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психо- эмоционального состояния детей.

Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество,эмоциональность,связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Технология проектной деятельности. Эта технология позволяет развивать и обогащать социально- личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, хочу отметить, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в логопедии
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 23:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД