Лучший педагог года

Современные представления о речевой деятельности детей с ЗПР

Оксана Азамовна Волкова
Современные представления о речевой деятельности детей с ЗПР

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Словарь – один из главных компонентов речевого развития ребенка.

Словарь обогащается в процессе развития ребенка, «значение слова развивается, меняет свою структуру». Направление расширения объема словаря, уточнение значения слова, таким образом происходит развитие лексики в онтогенезе.

Публикация «Современные представления о речевой деятельности детей с ЗПР» размещена в разделах

Развитие лексики, формирование лексической системности, уточнения значения слова имеет большое влияние и значение для, развития ребенка с ЗПР. Представление ребенка об окружающем мире, ее действительности, тесно связанно с формированием лексики в онтогенезе. Чем больше ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками действий, общением с взрослыми, тем больше будет обогащаться, и пополняться его словарь.

Формирование лексики ребенка, направлено на развитие уточнения и осознания представлений ребенка об окружающем мире во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. Формирование словаря ребенка, тесно связано с его психическим развитием. Особенности словарного запаса детей с ЗПР выражают своеобразие познавательной деятельности, ограниченностью представлений об окружающем мире.

Формирование речевых предпосылок - залог успешного обучения в школе, в исследовании значения развития словаря для развития познавательной деятельности ребенка.

Выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты Л. С Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. занимались исследованием речевого развития.

Память, мышление, внимание и другие психические процессы, близко связаны с развитием словарного запаса ребенка.

На формирование познавательной деятельности, на речевое развитие, большое влияние имеет лексическая система речи.

В течении всей жизни человека осуществляется речевая деятельность, она объединяет людей, общение невозможно представить вне речевой деятельности.

Речевая деятельность – это коммуникативные и психологические механизмы и действия, направленные на создание или восприятие речи.

Особый вид деятельности, совокупность действий по порождению и восприятию речи, и есть речевая деятельность.

В речевой деятельности задействованы психические процессы, а именно, память, восприятие, процессы мышления, эмоциональные и волевые процессы.

Л. В. Щерба, под речевой деятельностью понимал «акт говорения и понимания». Речевую организацию, он считал важной чертой процессов говорения и понимания, управляют этими процессами психофизиологические принципы. Л. С. Выготский, как определенный вид деятельности, а именно речевую деятельность представлял процесс коммуникации. Термин речевая деятельность впервые была дана Л. С. Выготским в советской мировой науке.

Мотивационная, целевая и исполнительная, деятельность имеет три стороны. Достигая намеченной цели, мы осуществляем её. «Речевая деятельность, со стороны говорящего, создающего речь, представляет собой совокупность речевых действий и речевых операций, и слушающего, воспринимающего речь, ставит перед собой определённую цель и совершается в конкретных условиях. Речевая деятельность, как общепедагогическая проблема пока мало исследована. Ее изучением занимается психология, рассматривающая речь как психический процесс, взаимосвязанный с мышлением, лингвистикой, языкознанием, психолингвистика изучающая психические механизмы порождения единиц языка и форм речевой деятельности, обусловленных внешними (социальными) и внутренними (психофизиологическими) процессами.

Общая и специальная (научная, эстетическая, техническая) культура человека, зависит от развития речевой деятельности. Показатель недостатков развития человека, указывает на низкий уровень речевой деятельности, а именно: его познание жизни, отношение к людям и миру, его установки, нравственные, социальные, общечеловеческие устои. Особый вид деятельности, а именно речевая деятельность, совокупность действий по порождению и восприятию речи. При говорении, она включает перевод определенного содержания в текст, при слушании, излечение содержания из текста, связанные с производством новых единиц процессы, особый вид деятельности, получил название «лингвокреативной». Для того, чтобы говорить, необходимо овладеть языковыми единицами, созданным предшествующими поколениями, знать правила их использования в речевой деятельности. Языковые единицы, иногда называют «грамматикой». Термин «грамматика» ввел Л. В. Щерба.

Л. В. Щерба утверждал, что грамматика, это сборник правил речевого поведения. Для речевого поведения, необходимо знать употребление лексических единиц, правила звукового оформления речи.

Развитие лексического строя речи в онтогенезе

Лексика — это словарный состав языка, вся совокупность слов (от греч. Lexikos).

Словарь составляют слова, обозначающие действия, предметы, явления, признаки окружающей действительности.

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Раннего возраста, деятельность ребёнка осуществляется совместно со взрослым, в этом случае общение носит ситуативный характер.

В психологической и психолингвистической литературе, в настоящее время подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Не речевая предметная деятельность самого ребёнка, расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира, является одним из этих процессов. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком, обогащение словаря, является вторым важнейшим фактором развития речи. Выделяют термин активный и пассивный словарь, его ввел в практику Л. В. Щерба. Слова, в использовании языка которые понимают, редко в речи употребляют, относятся к пассивному словарю, а слова, в использовании которые не только понимают, но и часто употребляют, относятся к активному словарю. Словами из активного словаря, пользуются повседневно, пассивный словарь употребляют гораздо реже.

Память, мышление, внимание и другие психические процессы, компоненты речи, а именно, фонетики-фонематического и грамматического строя речи, связано с развитием словарного запаса ребёнка. С помощью речи,

ребёнок обозначает, то, что доступно пониманию. Слова конкретного значения появляются в начале словарного запаса ребёнка, слова обобщающего значения появляются позже.

В процессе речевой и не речевой деятельности через общение с взрослыми, с взаимодействием с реальными событиями, постепенно происходит освоение окружающего мира в целом. Насколько тесно ребёнок знакомится с действиями и признаками предметов, явлений, настолько обогащается словарный запас ребёнка.

Сознательное приобщение происходит с помощью понятных для ребёнка слов, тесно связанных с ситуацией общения. Большое значение в развитии лексики имеет семья, окружение ребёнка в которой он воспитывается. От уровня образования семьи, зависит и словарный запас ребёнка.

Учёные Р. И. Лалаева, Н. Ю. Борякова, Л. В. Яссман, Р. Д. Тригер и др. занимались разработкой, теоретических и практических основ лексического строя речи.

Исследования в областях лингвистики, психологии, психолингвистики, психофизиологии посвящены развитию лексики.

Показателем высокого развития речи, который является необходимым условием для развития коммуникативных умений и навыков, является лексическое богатство языка. Ребенок, в дошкольном возрасте, должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать смысл художественных произведений, в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Выработать умение у детей отбирать для высказывания те слова, которые точно наиболее будут отображать его замысел, является основной смысл обогащения словаря дошкольников. Уровень развития речи в более старшем возрасте зависит от того, насколько чётко будет построена работа по расширению и активизации словарного запаса дошкольников.

Предметом исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин, О. С. Ушаковой и др. являлись закономерности овладения лексическим строем речи в онтогенезе речевой деятельности.

Авторы М. М. Кольцова, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. Н. Винарская, и др. описывали в своих работах ранний этап формирования речи.

Одним их важных методов понимания значения слов, является объяснение значения слова, это соотношение денотативного и понятийного компонента, тем самым является показателем интеллектуального развития ребёнка. (12)

При разъяснении значения существительного, прилагательного происходит подбор синонимов, далее точное объяснение значения слова. При разъяснении глагола, главным является введение глагола в контекст.

Как показывает практика, значение существительных обобщающего и конкретного смысла у дошкольников отличается. Можно выделить две группы по признакам которых, дети находят подходящее им слово.

• По денотативным признакам, например, по внешним признакам, ситуативным признакам;

• По лексико-семантическим признакам, соотношение слова с каким -либо общим понятиям.

Процесс словообразования тесно связан с формированием лексики. Совокупность лексических единиц, представляет собой лексический уровень. Функцией в структуре языка определяется семантика словообразовательных форм. Первоначально появляются семантические простые, зрительно воспринимаемые. Ребёнку легко дается усвоение уменьшительно ласкательных форм существительных, далее к сложному по семантике дифференциация глаголов с приставками.

Тем самым речевое развитие и интеллектуальный уровень ребёнка зависит от овладения словообразованием на основе мыслительных операций.

Очень важно для родителей внимательно следить за развитием ребёнка начиная с самого раннего возраста. В случаях отклонения в развитии, совместно с врачами, педагогами принимать и осуществлять дальнейшую тактику для успешного развития ребёнка.

Таким образом, лексика русского языка представляет собой сложную систему, состоящую по сфере употребления и стилистической значимости групп слов. Представление ребёнка об окружающем мире, её действительности, тесно связано с формированием лексики в онтогенезе.

По мере того, как ребёнок будет знакомиться с новыми предметами, явлениями, признаками действий и предметов, тем самым будет обогащаться и пополняться его словаря.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахманова О. С СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Изд. 2 –ое, издательство «Советская Энциклопедия» Москва, Ж – 28, Покровский бульвар, 8., 608 стр.

2. Ахутина Т. В Порождение речи. Нейролинвистический анализ синтаксиса. Изд - во Москва, ун – та, 1989. – с. 215.;

3. Большая Российская Энциклопедия, 2004. – 1007 с. – ISBN 5 – 85270-326-5 (т. «Россия»); ISBN 5-85270-320-6- с. 255;

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство 5, испр. Издательство «Лабиринт», Москва, 1999г. – с. 352.;

5. Выготский Л. С Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. 1956. Под ред. Леонтьева А. Н., Лурия А. Р. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. Твердый переплет – с. 520.;

6. Выготский Л. С. Развитие устной речи // Детская речь, 1961

7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПБ. : Союз, 1999 – 224 с.

8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Академия педагогических наук РСФСР. – Москва, 1961. – 470, - с. 338.;

9. Гимадиева, К. А Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогическое мастерство: материал 4 междунар. Науч. конф. М. : 2015. С. 149 – 151.

10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. М. : Просвещение, 2015.176 с.

11. Жинкин Н. И. Механизмы речи: монография. – М. : Академия пед. Наук РСФСР, 1958. – 370 с.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные представления о речевой деятельности детей с ЗПР
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 19:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД