Елена Ильюшонок
Создание центра экологии как средство формирования экологических представлений детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Создание центра экологии как средство формирования экологических представлений детей 6 – 7 лет
2.1. Понятие, роль развивающей предметно - пространственной среды в формировании экологических представлений дошкольников
К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским, Я. Корчак, А. С. Макаренко и др. подчеркивалась роль предметно – пространственной развивающей среды как фактора формирования развивающейся личности.
Публикация «Создание центра экологии как средство формирования экологических представлений детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) – это часть
образовательной среды, представленная социально организованным пространством (помещением, материалами, оборудованием.
В ФГОС ДО отмечено, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. Содержательно насыщенной.
2. Трансформируемой.
3. Полифункциональной.
4. Вариативной.
5. Доступной.
6. Безопасной.
Окружающая среда должна способствовать проявлению активности, самостоятельности, инициативности и творчества ребенка. А также вселять у дошкольника чувства уверенности в себе, давать возможность испытывать и использовать свои способности. Для этого она должна соответствовать вкусам, настроению, меняющимся возможностям детей.
Соблюдение гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющей детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма ребенка.
Ребенка необходимо обеспечить такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы.
Развивающая предметно - пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса.
Одним из условий формирования экологических представлений в ДОО является правильная организация и экологизация развивающей предметно – пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
2.2. Особенности создания эколого-развивающей среды детей 6 – 7 лет
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в организации образовательного процесса в ДОО.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая предметная среда предполагает создание условий для :
- познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);
- становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
- формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изобразительной деятельности и т. п., совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.
Решению задач в формировании экологических представлений дошкольников поможет центр экологии, созданный в группе.
Центр экологии является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями центра, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид центра экологии. Центр экологии, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы.
Для центра экологии отбирают растения неприхотливые в уходе, они должны быть привлекательными, притягивать внимание ребят. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Растения должны быть безопасны. Например, такие как сансевьера, колеус, традесканция, плющ, хлорофитум и другие. Учитывать нормальную жизнедеятельность, рост и развитие растений в условиях помещения детского сада.
У детей 6 – 7 лет продолжают развивать умение наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменение их по сезонам. Центр экологии пополняется новыми растениями с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющиеся луковицы и клубни.
В этом возрасте (6-7 лет) в центры экологии размещают временные объекты наблюдения. Осенью: букеты осенних цветов в вазах, цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы, поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа).
Зимой: ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д., ветки деревьев и кустов в вазах, икебаны, поделки детей.
Весной: ветки деревьев и кустарников в вазах, ящики с рассадой, букеты разноцветущих растений (верба, цветы).
Летом: букеты цветов в вазах. В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами.
В центре экологии можно поместить следующее оборудование:
- наборы для исследования (камни, раковины, шишки, ткань, семена);
- материал для ручного труда;
- увеличительные стекла, лупы, микроскоп;
- магниты, весы, термометры, песочные часы;
- календарь погоды;
- глобус, географическая карта;
- энциклопедии, картинки, плакаты;
- фигурки животных;
- комнатные растения (сансевьера, колеус, традесканция, плющ, хлорофитум и другие, инвентарь по уходу за комнатными растениями;
- муляжи овощей и фруктов;
- наборы картинок с изображением птиц и животных, насекомых и прочее;
- альбомы «Времена года» и др. ;
- книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, растения;
- рисунки детей о природе и поделки из природного материала;
- дидактические игры природного содержания;
- литература энциклопедического характера;
- тематические макеты, лэпбуки и другое.
2.3. Методика организации работы с детьми 6 – 7 лет в центре экологии
Организуя деятельность в центре экологии, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Специфической чертой в формировании экологических представлений детей 6 – 7 лет является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Наряду с традиционными формами и методами экологического образования (бесед, наблюдений, чтения литературы, рассматривания картин, непрерывной образовательной деятельности, практической деятельности) необходимо применять и инновационные. Вот некоторые примеры различных инновационных направлений в формировании экологических представлений дошкольников.
Игровая деятельность - одна из приоритетной формой воспитания и обучения дошкольников. Игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т. д.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», «Я - фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Предоставляют детям возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
Интересным в формировании экологических представлений является метод «моделирования». Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы - заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.
Проектно - исследовательская деятельность также является частью работы по формированию экологических представлений детей 6 – 7 лет. Дошкольники - прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Большой интерес вызывают у детей проект «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации, которого можно познакомить детей со свойствами воды с помощью простых экспериментов.
Реализуя проект «Огород на подоконнике», воспитатель подводит детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, о необходимости проращивания семян в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Для того, чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений, необходимо поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдать за их ростом.
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда является очень важным компонентом для формирования экологических представлений у дошкольников. При правильном расположении и насыщении центра экологии увеличивается возможность более полно познакомить детей с миром природы. Появляется возможность применять различные технологии для достижения поставленных задач. Данные формы и методы работы с детьми в центре экологии достаточно эффективны. Ну а самое главное – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.