Елена Сергеева
Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста с целью коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста с целью коррекции речи.
Актуальность:
В последнее время в дошкольных организациях увеличилось количество детей с нарушением связной речи, у которых нарушено не только произношение звуков, но и голосообразование, темп, ритм речи, интонация, то есть – звуковая культура речи. Коррекция звуковой культуры речи у старшего дошкольного возраста – это кропотливый и сложный процесс. Эту работу усугубляет в настоящее время сочетание нарушений: к речевым расстройствам добавляются расстройства эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, дефицит внимания, агрессивность, немотивированная обидчивость, упрямство). Поэтому стимулировать речевую активность у таких детей бывает очень трудно, это создаёт препятствие для коррекции звуковой культуры речи и развитию связной речи.
Публикация «Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста с целью коррекции речи» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе развития общества во все сферы жизни активно внедряются разнообразные инновационные технологии. Если использование мультимедийных технологий в школах уже не ново, то для системы дошкольного образования эта сфера ещё не достаточно освещена. Сразу же возникает вопрос: «Что такое мультимедиа?» и «Возможно ли использование мультимедийных технологий в работе специалистов ДОУ-?»
Мультимедиа – это возможность с помощью компьютера предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, мультипликация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст. Ведь развивающие мультфильмы способны многому научить, в том числе ознакомить с окружающим миром, и при этом это забавное развлечение для детей. И поэтому нас заинтересовал такой вид работы в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, как создание мультфильмов с детьми. Так как считаем, что данное направление будет очень продуктивно у детьми с нарушением речи, а также будет являться дополнительным универсальным средством в логопедической работе и является огромным стимулом для речевой активности и параллельно развивать все компоненты звуковой культуры и связной речи ребёнка.
Цель : развитие связной и звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и коррекции речевых нарушений посредством создания мультфильмов.
Задачи:
1. Развивать у детей компоненты звуковой культуры речи.
2. Развивать и совершенствовать связную грамматически правильную речь детей;
3. Развивать умения детей составлять рассказы, сочинять сказки.
4. Расширить и обобщить представления детей об окружающем предметном мире, о технических приспособлениях и инструментах, используемых в профессии мультипликатора.
5. Развивать мелкую мускулатуру ребёнка, ручную умелость.
6. Воспитывать умение слушать и слышать собственную речь.
7. Вызвать чувство гордости за продукт собственного труда.
Гипотеза: с помощью создания мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста, у детей улучшится звуковая культура речи, сформируется умение детей составлять рассказы, сочинять сказки, а также умение слушать и слышать собственную речь.
Технология создания мультфильмов проводилась в старшей группе на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад № 224» г. Новокузнецка.
Работа по созданию мультфильмов находится на начальном этапе. Предварительная работа началась с проведения беседы на тему мультипликации. Дети с огромным удовольствием смотрели мультфильмы, созданные по различным технологиям. Были проведены ряд занятий, где мы познакомили детей с устройством и работой фотоаппарата, компьютера и основными правилами пользования ими. Обсудили основные правила по технике безопасности.
Практическая работа началась с создания замысла, составления сценария на основе художественного произведения. Совместно с детьми мы рисовали фоны, декорации, лепили героев и атрибуты к сказке, которые должны двигаться. Работа детей в качестве художников и аниматоров тоже имела свой мощный потенциал для развития их речи. Создавая декорации, дети размышляли, совместно обсуждали эскизы, делились впечатлениями, дискутировали, отстаивая свою точку зрения. Дети сами отсняли много фотографий — кадров будущих мультфильмов.
Мы использовали самую экономичную по времени, простую и доступную для всех пользователей ПК технику создания мультфильма в программе Mави маркер. Эта техника позволяет в короткий срок сверстать и озвучить мультфильмы.
Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, используемых при создании мультфильма, совершенствуется мелкая и ручная моторика ребёнка, что немаловажно для речевого развития. Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме, дети передвигали (вылепленных из пластилина) персонажей буквально на миллиметры. Для наших детей с нарушениями моторной сферы, а таких детей большинство при диагнозе ОНР органического (церебрального) происхождения, это колоссальный труд. Ведь такие дети вообще с трудом чувствуют свои пальцы: силу нажима, координацию. Движения их импульсивны, резки, проявляется неврологическая симптоматика. И, конечно, такая кропотливая работа развивала у ребёнка, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца, потому что огромный интерес к деятельности заставлял детей работать на результат – создание мультфильма.
В озвучивании тоже участвовали сами дети. Они с большим интересом, тренировались в произношении поставленных звуков, в выразительном чтении стихотворений, в темпо-ритмической стороне речи, в вырабатывании четкого и ясного произношения каждого звука, а также слова и фразы в целом, то есть хорошей дикции, в умении регулировать громкость голоса и т. д. Прослушав свою звукозапись при озвучивании героев, дети вдохновлялись и с лёгкостью исправляли то, что не получалось.
На разных этапах создания мультфильма развивались и другие компоненты речевой деятельности: и грамматическая сторона речи, и, конечно, смысловая, а в целом – их коммуникативные способности.
В нашей мультколлекции пока четыре работы в разных техниках: «Светофор», «Котенок и щенок» (Предметная анимация), «Спичи детям не игрушка» (видеограческая, «Обезьянка Виолетта» (пластилинография).
Развивающие возможности логопедической мультипликации настолько широки, что охватывают не только образовательные области речевого направления. Детская мультипликация раскрыла творческий потенциал воспитанников. Активизировала мыслительные процессы и познавательный интерес, а также эстетический вкус. Создание мультфильмов является огромным стимулом для детей в преодолении неправильного звукопроизношения, развития просодической стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе.
Вашему вниманию представляем дну из наших совместных с детьми работ.