Оксана Васянина
Создание на территории ДОУ малых архитектурных форм, с целью формирования у дошкольников основ экологической культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №3
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения – малые архитектурные формы.
слайд №4
Публикация «Создание на территории ДОУ малых архитектурных форм, с целью формирования у дошкольников основ экологической культуры,» размещена в разделах
Малыми архитектурными формами – в ландшафтном дизайне принято называть небольшие сооружения, установленные на разных участках территории в функциональных и эстетических целях. К ним относятся: беседки, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, вазоны, дорожки и т. п. Чтобы детский сад обрел свой индивидуальный стиль, мы обратили должное внимание на элементы оформления – малые архитектурные формы. Ведь именно малые архитектурные формы способны в значительной мере изменить облик территории детского сада и заинтересовать детей своим красочным видом. Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне выполняют не только практическое предназначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления и лучшего познания ребенком основ экологического воспитания.
Слайд №5
Для изготовления малых архитектурных форм могут применяться различные материалы (бетон, металл, дерево). Мы использовали разнообразные скульптуры, которые позволили гармонично сочетать декоративные и функциональные элементы дизайна на территории ДОУ.
Слайд №6
Беседка– это наиболее удачное место для отдыха на свежем воздухе для детей. Кроме уютного уголка, в котором можно скрыться от палящего солнца, беседка может стать оригинальным украшением территории детского сада.
Нашу беседку украшают герои из мультфильма «Смешарики». Со сказочными героями дети познают много интересного о жизни животных, их среде обитания их повадках. В беседке проводим игры-викторины «Летние цветы», рисуем природу окружающий нас, заучиваем стишки, из природного материала создаем композиции.
Слайд №7
«Озеро с лебедями» украшают участок и дают возможность для организации и
проведения всевозможных видов экологических игр. Ребята закрепляют полученные ранее знания, уточняют и расширяют знания о подводном мире и обитателях пруда (растения, животные, птицы и насекомые). Ребятам также предлагаются различные формы работы и рыбалка, и дидактические игры, и рассматривание энциклопедической литературы. Проводим с детьми беседы «Водоём, река, озеро» и закрепляем круговорот воды в природе. Сюжетно-ролевые игры “Путешествие капельки”
Слайд №8
Альпийская горка» — это «дружба» камней и цветов. Она оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята ухаживают за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях многолетние или однолетние, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности.
Слайд №9
Сравниваем с ребятами внешнего вида одиночного цветка и кустика, рассказываю историй, загадываю загадки, формирую у детей конкретные представления. Уточняю представления об особенностях проявления процессов у растений: питаются, всасывают воду корнями из земли, дышат всеми органами, различные органы растений двигаются в зависимости от выполняемых ими функций: корень в землю, стебель, листья, цветы – к солнцу. Показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва. Обращаю внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Происходит обогащение словаря детей за счет слов: стебель, корень, листья, цветок, плод, семя, дышит, питается, двигается, завянет, почернеет, желтеет, рыхлить, почва и т. д. - Воспитывать у детей желание заботиться, беречь, охранять природу.
Слайд №10
Для реализации целей экологического воспитания подходят сказочные персонажи так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. Мы в детском саду с целью формирования экологической культуры взяли персонажа медведя- МИШКА С ребятами беседуем на темы: «Хищные звери», «Почему медведь зимой спит? «Чем питается медведь», с младшими детьми инсценируем стихотворение «Мишка косолапый».
Проводим дидактические игры: «У кого кто?», «Подскажи словечко».
Подвижные игры «У медведя во бору», «Летает, бегает, плавает», «Хитрая лиса», «Зайка беленький сидит», «Что делаю животные?»
Слайд №11
С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных игровых образовательных ситуаций ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Дидактические игры «Оденем Машу» в зависимости от времени года.
«Что любит, маша?», «Чем Маша угощала лесных жителей?»
Слайд№12
Экологического воспитания детей проводиться в виде путешествия на машине (в гости к Мишке в лес, на полянку, на ферму или зоопарк). Дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
Слайд №13
«Прогулка по зоопарку» (животные жираф и зебра)
Уточняю представления детей о животных жарких стран: внешний вид, характерные особенности.
Формирую у детей представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развиваю интерес к представителям живой природы.
У детей развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарь детей существительными, обозначающими животных жарких стран
Слайд №14
Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Домики различной величины, формы и назначения могут располагаться непосредственно на игровых площадках, являться частью ландшафта или тематического уголка. В домиках можно организовать сюжетные игры с выносными атрибутам или превратить в теремок, где лесные жители нашли себе жилье и многое другое.
Слайд №15
Дети с интересом рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, фигурки животных). Проводим беседу с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадываем загадки, помогаю сформулировать понятие «домашние животные» для детей младшего возраста.
Слайд№16
Пенечек «Лесовичок» приглашает ребят на интересные беседы о лесе, его обитателях, деревьях, о лесных растениях и насекомых. Дети наблюдают сезонные изменения природы. Проводим ситуационные беседы «Что будет если…»
Слайд №17 «Грибы»
Закрепляю и расширяю представления детей о лесных грибах, знакомлю с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учим детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам. Воспитываю бережное отношение к природе.
Слайд №18 «Бабочка»
Ребята с удовольствием наблюдают за бабочками и
насекомыми, птицами, трогают, исследуют, рассматривают, экспериментируют, трудятся, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, описывать окрас и строение бабочки, чем питаются насекомые,
рассказывать о своих впечатлениях.
Слайд №19
Древней Японии были убеждены, что камень – это основа сада. Он был неотъемлемым элементом каждого участка, а каменная скульптура считалась обязательной. На территории детского сада камни создают уют, и дают детям представления о видах камнях, их образовании в природе, камни как объект скопления различных насекомых.
слайд №20
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда с малыми архитектурными формами позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами, ежегодно планируем высаживать цветы. Планируется обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, посадить хвойные деревья, кустарники между участками. Продолжать ежегодно принимать участие в конкурсах по благоустройству и озеленению территории, вести пропаганду среди населения по охране окружающей среды (акции «День воды», «Берегите птиц!» и т. д.)
Если бы каждый человек на клочке земли
Своей сделал все, что он может как прекрасна
Была бы Земля наша».
А. П. Чехов
Литература:
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
2 Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. ; Карапуз, 2001
3. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -
М. ;Линка - Пресс, 2003.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – (Приложение к журналу
«Управление ДОУ»)
5. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. :
«Мозаика-Синтез», 2002