Ксения Ионова
Создание условий для режиссерской игры детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Главная игра ребёнка старшего дошкольного возраста — режиссёрская игра, которая появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет.
Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).
Публикация «Создание условий для режиссерской игры детей 6–7 лет» размещена в разделах
Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребёнок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссёра и говоря поочерёдно за всех действующих лиц. Это и есть режиссёрская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребёнка, его социальной компетентности и коммуникативных навыков.
В режиссёрской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребёнка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка.
По мнению Елены Евгеньевны Кравцовой: «Режиссёрская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры (за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссёрская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребёнка.
Первые игры ребёнка очень похожи на сюжетно-ролевые игры, но можно выделить особенности режиссёрской игры :
1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребёнка неизгладимое впечатление (например, посещение детской поликлиники, или празднование дня рождения, или какое-то уличное происшествие). Очень часто сюжетом игры становятся знания ребёнка, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли. Но самым популярным среди детей старшего дошкольного возраста является несуществующий сюжет. Дети вместе придумывают сюжет, который в основном зависит от материалов находящихся под рукой. И если в игрушках для такой игры будет супермен или бегемот, то её сюжет превращается в более интересную выдуманную линию, за которой очень интересно наблюдать.
2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Говоря другими словами, очень часто в режиссёрских играх детьми используются так называемые предметы-заместители. Например, конструктор, так удачно завалявшийся рядом на столе, неожиданно может стать диваном, креслом и кроватью.
3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Дети с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний. А так же абсолютно меняются диалоги со своими сверстниками и напарниками по игре.
4. Как правило, в детской режиссёрской игре используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».
Для того чтобы режиссёрские игры дошкольников развивались, пополнялись разнообразными сюжетами необходимо создавать для детей специальные условия.
Условия для развития режиссёрских игр.
1. Необходимо создавать для детей пространство, обеспечить место и время для игры.
2. Дети очень любят играть в мелкие игрушки (особенно старшие дошкольники, поэтому подберите игровой материал для режиссёрской игры ребёнка. Для этого можно использовать детские этажерки для мелких игрушек. В них можно складывать не только мелкие игрушки, но и различные предметы-заместители (коробочки разных размеров, веточки, палочки и т. д.).
3. Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы Барби. Макет, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка. Хорошо используются игрушки из картона и бумаги, которые ребёнок делает совместно с взрослыми. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Итак, режиссёрская игра – одно из средств позволяющих детям расширить свои коммуникативные навыки и воображение за счёт необычных тем.
На примере опыта своей подготовительной группы я расскажу более подробно о режиссерской игре.