Получи документы

Создание условий для сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

наталья лысова
Создание условий для сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Создание условий для сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

[/b]

Лысова Н. Ф., воспитатель

высшая квалификационная категория

Порошина Ю. Н., воспитатель

первая квалификационная категория

Публикация «Создание условий для сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста будет эффективным, если реализованы следующие организационно-педагогические условия :

- профессиональная компетентность педагогических работников;

- насыщенная развивающая предметно-пространственная среда материалами для сенсорного воспитания;

- педагогическая грамотность родителей в вопросах сенсорного воспитания детей.

Рассмотрим данные условия подробнее.

1. Профессиональная компетентность педагогических работников повышается через систему методических мероприятий:

- анализ планирования работы по сенсорному воспитанию,

- анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды,

- конкурсы, открытые взаимо-просмотры совместной деятельности

-семинары-практикумы, педагогические совещания, педсоветы, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

Чтобы повысить эффективность организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста, воспитатель должен обладать определенным «багажом» знаний и качеств, поскольку работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно, пронизывать весь образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей, используя все доступные ребенку способы накопления чувственного опыта.

Работа по сенсорному развитию должна включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, песка, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «Волшебного горшочка» и т. д. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.

Однако следует помнить: расширение чувственного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Особого внимания требует анализ проведенной работы. Воспитателю важно проследить успехи, достижения и проблемы детей.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, что эта работа не должна превратиться в дополнительные занятия. Педагог лишь заинтересовывает и вызывает у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. В нашей группе еще продолжается процесс адаптации. После окончания занятий со всеми детьми мы предлагаем малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста мы используем различные виды деятельности прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

1. лепка из глины, пластилина, теста;

2. аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

3. аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

4. рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

5. игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

6. собирание пазлов;

7. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

К вышеизложенному хочется добавить, что для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития в детском саду.

2. Следующим педагогическим условием является насыщение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия. Поэтому проанализировав состояние развивающей среды в нашей группе, мы начали работу по обновлению и обогащению сенсорного уголка.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы учитывали дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Мы выделили принципы организации уголка:

1. доступность;

2. безопасность;

3. креативность.

4. полифункциональность

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок предназначен :

1. для стимуляции сенсорных функций;

2. развития мелкой моторики;

3. снятия мышечного и эмоционального напряжения;

4. создания положительного эмоционального фона;

5. активизации когнитивных процессов;

6. повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности.

В сенсорном центре было собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, ракушки, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках. Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и обогащают чувственный опыт.

Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

Сенсорный центр условно имеет несколько разделов. Например, развитие зрительного восприятия. Здесь находятся: пособия для развития восприятия цвета, формы и размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации, экспериментирования со светом, водой.

Следующий раздел - развитие слухового восприятия. Здесь размещены пособия для слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, развития пространственного слуха: музыкальные инструменты, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные звуки.

Еще один раздел – это развитие осязательного восприятия. Сюда входят дидактические игры и пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики, игры и упражнения "Разные поверхности", массажные мячики, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов, коллекции " Мир бумаги", "Мир ткани», «Мир фантиков»

В основном сенсорный уголок состоит из дидактических игр и материалов, сделанных своими руками. Нами было замечено, что ими дети пользуются более охотно, чем заводскими. По нашей просьбе родителями был сделан сенсорный мольберт, который приобрел большой успех у детей. Он состоит из различных замочков, защелок, кнопочек, светильников, шпингалетов, крючков и т. п.

3. Третьим условием сенсорного развития дошкольников является повышение педагогической грамотности родителей в вопросах сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства «ДОУ-Семья», при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников, осуществляется качественное сенсорное воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2022 в 14:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД