Елена Шляга
Создание эстетической развивающей среды группы для развития детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Детское творчество определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения». Д. Б. Богоявленская отмечает, что в процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Публикация «Создание эстетической развивающей среды группы для развития детского творчества» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2023
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди дошкольного возраста. Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие убеждены, что в развитии детского творчества ведущая деятельность – художественно-изобразительная. По словам Т. Г. Казаковой, «процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален и в то же время он способствует проявлению творческого потенциала каждого ребенка.
Одним из важных аспектов для развития детского творчества является развивающая предметно-пространственная среда.
Если вовремя создать условия, они станут ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием изобразительной деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.
Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении и должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию.
Художественный центр можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Целью художественного центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Уголок группы привлекает детское внимание своим красивым оформлением.
Подвески из бумажных цветных карандашей, внесение в оформление деревянных фигур «художников» создают яркость и желание «творить». Для привлечения дошкольников к деятельности, стаканчики для карандашей и штампов творчески оформлены своими руками родителями воспитанников.
Центр активности группы имеет разнообразный материал для развития художественных и творческих способностей. Для того, чтобы попытаться сформировать творческую личность, необходимо соблюдать некоторые условия оформления центров. Кроме традиционных художественных материалов: фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон внесен материал на развитие творчества. Так для украшения лепных изделий в уголке представлены паетки, бусинки, цветные макароны, камешки, ракушки, засушенные листья и др. Этот же материал ребята могут использовать в процессе аппликации и детского дизайна.
Интерес к продуктивным видам деятельности вызывает такой материал как ленточки, бантики, цветочки, ткани, нитки, вата, фантики.
Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества
важное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка. Этому способствуют нетрадиционные техники рисования.
Для рисования в нетрадиционных техниках имеются одноразовые пластмассовые вилки, зубные щетки, поролоновые штампы, овсяные хлопья, соль, нити, коктейльные трубочки.
Периодически, в соответствии с планированием вноситься соленое тесто.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Для работы с тестом имеются скалки и множество различных формочек для работы с ним. Дети создают картины, «готовят» торты, пиццы, пироженые, сухарики. Готовыми изделиями они сервируют стол для кукол, организовывают игровую деятельность.
Оснащение художественного центра периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления.
Книги и альбомы образцов помогают дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок.
В центре расположены различные наглядные пособия по лепке: книги, журналы, оформлена серия альбомов «Я леплю из пластилина». Альбомы «Овощи и фрукты», «Транспот», «Животные», «Пластилинография» и др. дети используют не только в детском саду но и дома.
Что бы работы детей по лепке были разнообразными в центр активности размещаем макеты дома, комнаты, улицы, природных сообществ. Глядя на макет у ребенка возникает идея как можно оживить картинку. Он лепит мебель и размещает ее в комнате. Взяв макет улицы воспитанники лепят машины, светофоры, дома. и т. д.
Много эмоций и радости вызвало у детей внесение в художественный центр экологически чистого материала - глины.
Из всех материалов для лепки, глина, пожалуй, самая удивительная. Глина является уникальным природным материалом. Податливая, теплая, приятная на ощупь - в умелых руках она может превратиться, как в простую детскую игрушку, так и в изящную вазу или скульптуру.
Вазы, горшки, тарелки и цветы быстро появлялись в творчестве наших детей. А еще интереснее для них была роспись готовых высохших изделий.
Работа по развитию творческих способностей детей необходима для того, чтобы подвести ребенка к свободной и осознанной деятельности, приносящую радость.
Вечернее свободное время мы назвали творческой мастерской «Творим и вытворяем». Все продукты детской деятельности оформляются в выставку. А чтобы превратить интересную и увлекательную работу с глиной и красками в игру детям предлагаем фартуки и нарукавники, мольберт, где дети воплощают себя скульпторами, художниками.
Рядом с художественным центром размещен белорусский патриотический центр в котором представлены различные глиняные игрушки и предметы быта. При работе с глиной ребенок может взять готовое изделии и слепить по аналогии.
При организации художественного центра соблюдается гендерный принцип. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. При подборе материала в уголке ИЗО мы учитываем этот момент (в частности, предлагаем раскраски с автомобилями, самолётами, принцессами, цветами, бабочками и пр.).
Очень часто детям хочется повторить то, что они делали на занятии. Поэтому в центр активности мы размещаем шаблоны, силуэты, тонированые листы и др. материал, который был использован на занятии.
Поскольку творчество — это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим.
Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей был оформлен альбом схем с последовательной лепкой динозавров. Внесены макеты зон обитания динозавров. Увлекаясь коллекцией динозавров одним из мальчиков в группе создана индивидуальная выставка работ Ефимова Максима под названием «Динозавры - мир моих увлечений». Презентация выставки прошла перед воспитанниками группы и вызвала ряд положительных эмоций у детей. некоторым ребятам тоже захотелось создать свою индивидуальную выставку.
Для изобразительной деятельности у детей необходимо развивать эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков.
С этой целью воспитанникам предлагается коллекция открыток, альбомы с картинами пейзажей, организовываются различные выставки.
Для знакомства детей с миром творчества, искусства, профессией художника и дизайнера в группе создаться выставки на различную тематику. Выставка дизайнерских фоторамок познакомила детей с профессией дизайнера, помогла сформировать представление о красоте украшенных предметов.
Выставка произведений книжной графики В. Отчика к сказке «Пилипка-сынок» познакомила детей с иллюстрацией и профессией художника, который оживляет детские книги.
Выставка пейзажных картин помогла воспитанникам видеть прекрасное в каждом времени года, вызвала эмоциональный отклик и побуждение «творить».
Среда организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, всегда доступны и ребенок может их взять их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
Материал расставлен по видам изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и детский дизайн.
Вместе с тем много внимания уделяется тому, что бы приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку.
Продукт своей деятельности дети очень ценят. Как и в каждой группе у нас создан уголок творческих работ, где родители могут посмотреть работы, которые их дети создали своими руками.
Одним из значительных условий проявления творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка не только в детском саду, но и в семье.
Поэтому с родителями воспитанников также проводится разнообразная работа в данном направлении: оформление наглядной информации, оформление рубрики «Лепка-полезная игра», выпуск журнала «Увлекательная лепка», организация выставки творческих работ «Пластилиновые фантазии». Участие в выставке показала высокую заинтересованность родителей, о чем свидетельствует большое количество работ предоставленных на выставку. В выставке приняло участие 16 семей.
В микрокабинете воспитателя имеется папка образцов по лепке, а также создан альбом музыкальных инструментальных произведений, который используется во время творческой деятельности детей.
Таким образом, для развития творческого развития дошкольников большое значение имеет развивающая среда, ее оформление и грамотная организация.