МААМ-картинки

Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием

Ольга Яковлева
Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием

Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием

Яковлева О. В.

Учитель-дефектолог

Ключевые слова:дети дошкольного возраста, мелкая моторика рук, задержка психического развития

Публикация «Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста связано с анатомическим и функциональным созреванием нервных волокон, что определяет их уровень координации. Начало формирования функциональных систем психических функций зависит от того, как происходило раннее и полноценное развитие движений. Если ребенок развивает движения в раннем возрасте без задержки, не полностью или недостаточно, то высшие психические функции также развиваются с задержкой в развитии [1].

Формирование дальнейших движений продолжается на более поздних этапах онтогенеза, но косвенно уже влияет на вторую сигнальную систему: на этой основе движения обеспечивают анатомическую зрелость нервной системы дошкольников, а это, в свою очередь, является необходимым условием для полноценного развития.

Таким образом, сущность развития двигательных навыков в онтогенезе заключается не только в биологической основе созревания морфологических структур, но и в приобретении ребенком личного двигательного опыта с их помощью.

Из-за недостаточного развития механизмов активации дети этого возраста испытывают трудности с выполнением точных движений. В возрасте семи лет, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, улучшается координация движений детей, быстро развиваются и усиливаются динамика движений. Это означает, что механика координации различных типов движений и поддержания равновесия сталаявляется долговременной.

Наиболее заметное увеличение наблюдается в возрасте от шести до семи лет с множественными признаками двигательного развития (мышечная выносливость, пространственная ориентация движений, зрительно-моторная система). Они начинают привлекать более высокий уровень движений, тем самымобеспечивая непрерывное развитие точной силы движений и создавая необходимые условия для развития всех необходимых двигательных навыков и манипуляции руками. Это связано с движениями пальцев, при условии, что уровень развития движений пальцев тесно связан с уровнем речевого развития ребенка, следовательно, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи будет нормальным, а также во время развития речи наблюдается задержка в развитии движения мелкомоторных действий. Кроме того, развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении навыками письма.

В рамках психиатрического сенсорного компонента отмечаются следующие изменения в развитии мелкой моторики детей.

Эмоциональное развитие детей включает в себя два взаимосвязанных аспекта: развитие представлений о взаимосвязи различных свойств и объектов и явлений, а также развитие новых форм восприятия, что позволяет нам воспринимать мир более полно и подробно.

Что касается детей с задержкой психического развития, то им сложнее выполнять операции, при которых задействованы движения мелкой моторики, чем детям с нормальным развитием.

У детей дошкольного возраста нарушение мелкой моторики наблюдается довольно рано, еще на этапе зрительно-моторных действий. Даже в раннем возрасте у детей можно развить двигательные функции. В будущем дети начинают совершать действия своими руками. Ребенок с задержкой развития позже своих сверстников начинает ходить, ползать, держать голову, хватать предметы. Чаще такие дети раньше начинают ходить, ем ползать. С возрастом отставание в развитии мелкой моторики сохраняется. Его можно приблизить к норме лишь в результате специально организованной коррекционной работой.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе, рисованию. На занятиях нетрадиционные технологии изобразительной деятельности используются редко, не учитывается их коррекционная значимость. Рисуя, ребенок испытывает самые разнообразные чувства: радуется красивому изображению или же огорчается, если что-то не получается. На занятиях по рисованию должна царить атмосфера веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, совместная радость его достижениям.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Основная цель работы с применением данного средства: обучение нетрадиционным способам рисования, развитие творческого воображения - создание новых образов в процессе деятельности.

Нетрадиционное рисование_– это один из лучших способов через игру научить ребёнка мыслить и фантазировать. Использование нетрадиционного рисования вызывает у детей только положительные эмоции, дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах, у них появляется желание рисовать.

Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:

Способствуют развитию творческого воображения, мышления, речи.

Способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Способствуют развитию пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.

Способствуют уточнению представлений о цвете, форме, и размере предметов и их частей.

Способствуют обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции.

Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Таким образом, мелкая моторика детей с задержкой психического развития поддается коррекции. Проведя экспериментальное исследование и изучив научно-методичекую литературу, мы пришли к выводу, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством коррекции мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.

Список использованных источников

1. Агавелян O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики. М. : Просвещение, 2019.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитиемДидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей: «Найди картинку». Цель: развитие мелкой моторики у ребенка параллельно с автоматизацией,.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку»Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку» Мастер-класс «Укрась морковку» .Дидактическая игра для дошкольников. Цель игры: Развивать мелкую моторику пальчиков. А мелкая моторика.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет)Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет) В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием
Опубликовано: 29 октября 2021 в 15:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД