Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Специфика музеев для детей дошкольного возраста»

Герасимова Елена Геннадьевна
Консультация для педагогов «Специфика музеев для детей дошкольного возраста»

В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в России. В то же время известно, что музеи такого типа появились в нашей стране еще в 20–30-е годы XX cтолетия, однако потом были закрыты. Как правило, это были авторские музеи, которые реализовывали идеи их создателей. Организация большинства из них совпала со временем проведения реформы педагогической системы. Именно в это время появлялись и школьные музеи. Одну из групп музеев того времени называли музеями-мастерскими, так как они были направлены на развитие творческих способностей детей. Примером такого учреждения считается первый российский Детский клуб, который был создан обществом «Сеттлмент» (создано по аналогии с американскими организациями в 1905 году, которое возглавляли С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. Одной из главных его задач была кружковая работа с детьми разного возраста из малообеспеченных семей. Отдельная комната была выделена под музей, в котором собирали коллекции разных растений, животных. Уже тогда акцент делался на восприятии ребенком окружающего мира через все органы чувств. Так, А. У. Зеленко считал, что «чувственная грамотность» ребенка формируется «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного» и способствует возникновению интереса к самостоятельной деятельности». Однако клуб просуществовал недолго и был закрыт в 1908 году.

Публикация «Консультация для педагогов „Специфика музеев для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Хорошо известен в нашей стране художник, педагог и создатель игрушек Н. Д. Бартрам. Благодаря его инициативе в России появился Музей игрушки, который также считается своеобразной творческой мастерской для детей и педагогов. С 1906 года Н. Д. Бартрам руководил художественным отделом московского Кустарного музея и принимал участие в работе «Дома свободного ребенка», способствовал организации выставок детского творчества в Кустарном музее. Сам художник представлял свой музей как собрание игрушек и центр изучения игровой деятельности детей. Музей игрушки открылся в 1918 году. Здесь дети могли играть и создавать свои игры. Для такой деятельности была оборудована специальная мастерская. Со временем музей объединил вокруг себя кукольные театры столицы, создав таким образом своеобразную творческую лабораторию. Музей игрушки являлся одним из самых популярных музеев столицы, но в 1931 году был переведен в г. Загорск (ныне г. Сергиев Посад, Московская область, где существует в настоящее время. На его базе проводятся различные научные конференции, посвященные проблемам игры дошкольников.

В 1920 году искусствовед Ф. И. Шмидт организовал в г. Харькове музей детского творчества. В музее дети знакомились с искусством и воплощали свои творческие замыслы, а педагоги изучали психологию детского творчества.

Ко многим идеям музейной педагогики начала ХХ века общество вернулось в 90-е годы.

Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача — образовательная, просветительская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Более того, в детском музее может не быть особых (ценных) коллекций, научной работы по их изучению. Именно поэтому идея создания детских музеев имеет как своих сторонников, так и противников.

Еще одна специфическая черта детских музеев : это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музеи в детских садах, на наш взгляд, можно считать раз-новидностью детских музеев.

Причины создания мини-музеев первоначально заключалось в том, что многие дошкольные учреждения располагаются в дали от «настоящих» музеев. Даже в Москве, несмотря на большое количество разнообразных музеев, возможность посещение этих учреждений дошкольникам из детских садов, расположенных на окраинах города, ограничены. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке Е. И. Тихеева отмечала, что «для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку». В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач ДОО. Но самое главное – мини-музеи помогают коллективу ДОО решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Большинство зарубежных детских музеев не являются классическими музеями в нашем понимании. Они сочетают в себе одновременно черты и музея, и детского клуба, и интерактивного обучающего пространства, где многое можно потрогать и изучить. Поскольку многие современные музеи нашей страны и мини-музеи в дошкольных учреждениях используют зарубежные подходы к организации образовательного пространства, рассмотрим некоторые характерные черты детских музеев других стран. Специалисты выделяют две модели детского зарубежного музея : европейскую и американскую. Конечно, деление это, как и любое другое, условно, однако каждая модель имеет свои особенности.

В американской модели (многие американские музеи называ-ются «комнатой открытий») больше внимания обращают на детскую специфику учреждения, учитывают прежде всего возрастные особенности юных посетителей. Главное в таком музее — игра. Ребенок не просто приходит в музей, он совершает путешествия и погружается в игру. Тем самым стимулируется интерес детей к разнообразным проблемам и предметам. Так, в г. Бостоне находится один из старейших в мире детских музеев — «Дом дедушки и бабушки», а в г. Индианаполисе — деревянная хижина переселенцев и экспозиция «Загадки истории». В последнем посетители не только знакомятся с историей предков, городской и сельской средой того времени, но и могут почувствовать себя жителем прежних времен, надев костюм индейца, одежду горожан, «прокатившись» на старинной карете или автомобиле, и даже самостоятельно сделать какое-нибудь украшение или раздробить зерно в ступке.

В европейской модели, наряду с интерактивностью, значительное внимание уделяется и самим экспонатам, которые имеют не только образовательную, но и музейную ценность. В таком музее роль взрослого (экскурсовода) значительно важнее, чем в музее американского типа. Приходя в такой музей, посетители как бы погружаются в другую эпоху и «живут» в ней. Следует отметить, что и в Европе есть музеи американской модели. Примером такого музея является Детский музей-мастерская «Калейдоскоп» в г. Франкфурт-на-Майне, посещение которого превращается в путешествие — знакомство с разными странами и обычаями. При этом само путешествие оформляется как настоящее: дети собирают вещи, берут билеты, отправляются в путь на разных видах транспорта и т. п.

Сегодня в нашей стране существуют как отдельные детские музеи, так и музеи для детей при многих классических «взрослых» музеях разной направленности. В последнем случае это могут быть и центры, лаборатории (гг. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Владимир, Каргополь Архангельской области, Петрозаводск, Череповец Вологодской области и другие). Они отражают идеи отечественных создателей детских музеев начала ХХ века и идеи американской и европейской моделей.

Достаточно долгое время в нашей стране преобладало представление о том, что дети должны посещать музей (с учетом школьной программы, начиная только с 5-го класса. Сегодня же практически все музеи приглашают дошкольников и их родителей. Одним из самых главных достижений современной музейной педагогики, на наш взгляд, можно считать организацию равноправного сотрудничества (партнерства) музеев и дошкольных учреждений (и семей) для решения образовательных задач.

В качестве примера интерактивного детского музея в г. Москве можно привести Дом сказок «Жили-были». Главная задача музея — приобщить детей к культуре русского народа через сказку. Поэтому посетители музея отправляются в путешествие-сказку.

Большое внимание познавательному развитию детей уделяется в таких музеях г. Москвы, как государственный Дарвиновский и Биологи-ческий музеи им. К. А. Тимирязева, где проводятся различные творческие мастерские, экологические праздники, выставки. Посещение музея превращается в интересное путешествие, в ходе которого ребенок с родителями выполняет ряд заданий. В Дарвиновском музее можно послушать голоса птиц, поучаствовать в различных играх и даже отметить День рождения с праздничным чаепитием. Биологический музей им. К. А. Тимирязева проводит разнообразные экологические акции, в том числе с участием дошкольных учреждений, например сбор старых батареек, выставка предметов, сделанных из отходов, и т. п. Традиционная экспозиция музея дополнена живой зеленой экспозицией в специальной оранжерее. Создана специальная программа «Семья в музее».

Примером интерактивного подхода в музейной педагогике может служить проект «Семейное путешествие», который объединил 13 московских музеев. Отправляясь в путешествие, дети и родители получают определенное задание и выполняют его во время посещения музеев. Так, в 2009 году темой путешествия были «музейные невидимки» — предметы, на которые (в силу разных причин) посетители редко обращают внимание, и пред-меты, способные ввести в заблуждение. Задача детей и родителей — найти такие предметы в экспозиции с помощью специальных игровых путеводителей и внимательно изучить их. В основе путеводителя — детские тематические игровые «маршруты», разработанные каждым музеем-участником по своей действующей экспозиции. Все путеводители объединены общей темой — «Игра в прятки, или В поисках музейных невидимок». При этом каждый музей отражает и свою специфику. В первом музее, который он посещает, ребенок бесплатно получает специ-альный «Паспорт» и «Карту путешествия», с которыми затем отправляется в остальные музеи. Кроме того, в первом музее ему выдается игровой путеводитель. При посещении каждого следующего музея ребенок получает новый путеводитель и ряд других материалов.

В Санкт-Петербурге при Российском этнографическом музее (Кунсткамере) создан Детский центр. Здесь дети путешествуют по залам, в которых собраны экспонаты, повествующие о жизни разных стран и народов Европы и Азии. В этом музее также организуются разные выставки, концерты, театральные представления, конкурсы, творческие мастерские, в которых можно самому сделать разные «старинные» предметы из природного материала. Разработан цикл программ: обзорные экскурсии, игровые занятия для старших дошкольников и младших школьников.

Примером сотрудничества учреждений культуры и детских садов является музей-заповедник «Кижи», на базе которого создан Республиканский детский музейный центр Карелии. Главная задача последнего — создание специализированных детских му-зейных комплексов при учебных заведениях. Благодаря такому подходу в столице Карелии формируется система базовых учебных заведений, для которых создаются специальные музейно-образовательные программы. Мы знаем, что еще в 1994 году творческой группой Московского института развития образовательных систем (Н. Г. Макарова, Е. Б. Медведева, С. Б. Минина, М. Ю. Юхневич) и сотрудников московских музеев была разработана музейно-экскурсионная программа для детей «Предметный мир культуры». В 2001 году в г. Ярославле прошла Первая всероссийская конференция детских музеев, которая отразила интенсивное развитие музейной педагогики в России.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» 142003, Московская.

Консультация для педагогов «Закаливание детей дошкольного возраста» Закаливание детей дошкольного возрастаматериалы для педагоговрезультат самообразования Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Труд детей в природе - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста его значение Трудовое воспитание является одной из важнейших.

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста» Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Консультация для педагогов «Упражнения в метании для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Суть метания - перемещение предмета в пространстве. Это движение ациклического типа и осуществляется с установкой на дальность и точность.

Консультация с элементами тренинга для педагогов: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Специфика музеев для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 18:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД