МААМ-картинки

Способы и методы терапии страха

Лада Нифонтова
Способы и методы терапии страха

Рассматривая страх, как разновидность аномального поведения человека, требующего вмешательства с целью коррекции или терапии, нужно сказать, что выбор того или иного типа терапии зависит от того, какой подход лежит в основе объяснения аномального поведения.

Сегодня существует два основных подхода:

1) Медицинский.

2) Психологический.

Публикация «Способы и методы терапии страха» размещена в разделах

Медицинский подход. В основном используются биологические методы, такие как электрошок, нейрохирургическое вмешательство, химиотерапия. Такие методы в основном используются в случаях тяжелых функциональных расстройств и имеют серьезные побочные эффекты. Например, при электрошоке есть вероятность возникновения амнезии, повреждения мозга, сердца, легких и т. п. Лоботомия приводила к изменению личности и отсутствию эмоций вообще, поэтому от нее по большей части отказались. Использование в химиотерапии различных транквилизаторов и антидепрессантов может вызвать привыкание организма к химическим препаратам, а сами препараты способны давать осложнение на почки, щитовидную железу, вызвать тремор, псориаз и т. п.

Очевидно, что для целей нашего исследования методы, свойственные медицинскому подходу, рассмотрению не подлежат.

Психологический подход. Он представлен различными психотерапевтическими методами, которые, в свою очередь, можно разделить на две основные группы:

1) Итрапсихическая терапия (ИТ) делающая упор на осознание больным своих проблем.

2) Поведенческая терапия (ПТ) – направлена на то, чтобы изменить само поведение человека.

ИТ основывается на том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им чувств, потребностей, побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь человеку понять причины его аномальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства человека.

Методы ИТ разнообразны, но многие из них основаны на психоанализе. Рассмотрим некоторые из них.

а) Перенос положительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта в виде проекции отношения к отцу или матери через установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента.

б) Выявление главных проблем человека через интерпретацию слов и свободные ассоциации, а затем через объяснения терапевта побуждение к эмоциональному переживанию событий детства и соотношение их с имеемыми симптомами – Катарсис.

в) Методы ребефинга и дианетики направлены на поиск и устранение бессознательно подавленных комплексов, как следствия «травмы рождения» с помощью всевозможных техник, связанных с повторным переживанием рождения (Грофф).

г) Гештальттерапия нацелена на разрешение неосознаваемых внутренних конфликтов через установление связи между всеми аспектами личности (ощущениями, мыслями, фантазиями, сновидениями, что в конечном итоге должно привести к полному осознанию собственного «я» (Перлс).

д) Гуманистическая терапия – поиск причин и решения проблем самим клиентом. Терапевт только выслушивает и «зеркально» проецирует чувства и мысли клиента переформулируя их по-новому. Цель – достичь соответствия реального «я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам (Роджерс).

е) Эмотивно – рациональная терапия (Эллис). Причина расстройств – иррациональные «катастрофические» мысли в сложных ситуациях.

Метод – совместный (терапевта и клиента) анализ ситуации и выводы, помогающие понять иррациональность мыслей.

Цель – выработка более объективного восприятия ситуации, уменьшение тревоги через принятие новых решений.

Контингент – взрослые с депрессией и тревогой, способные к размышлению.

ж) Терапия реальностью – развивает способность оценивать свои действия и его последствия в соответствии со своей шкалой ценностей.

з) Трансакционный анализ (Берн) – осознание человеком характера своего взаимодействия с людьми, - когда играет роль ребенка, а когда взрослого.

и) Психодрама (Морено) – эмоциональная разгрузка и разрешение проблем через «импровизацию» - взгляд со стороны.

(ПТ) Поведенческая терапия основывается на том утверждении, что поведение человека является приобретенным, а, следовательно, его можно заменить другим поведением, более адекватным. Человека возможно переобучить.

В рамках бихевиоризма выделяют 4 подхода:

1) Контр – обусловливание:

а) Систематическая десенсибилизация – выработка реакций на раздражитель, противоположных по своему характеру нежелательным реакциям, через ассоциации, вызывающие тревогу.

б) Имплозивная терапия – человека «бросают» в страшную ситуацию, вызывают у него «взрыв» тревоги и через постепенное привыкание - исчезновение тревоги.

в) Аверсивное обусловливание – нежелательную, но доставляющую человеку удовольствие ситуацию ассоциируют с чем-то неприятным, постепенно удовольствие замещается неприязнью, отвращением.

2) Оперантные методы – формирование желательных форм поведения через стимул – вознаграждение.

3) Терапия с предъявлением модели – выработка новых форм поведения через подражание образцам, которые предложил терапевт.

4) Процедуры с самоконтролем – сам пациент вознаграждает себя за улучшение поведения.

Рассматривая существующие психологические методы терапии психических расстройств нужно отметить, что большинство из них предусматривает наличие способности человека осознанно мыслить, оценивать ситуацию и свои чувства, переживания, анализировать и сопоставлять. А это в свою очередь накладывает определенные возрастные ограничения по отношению к клиентам. Не все из методик ПТ так же применимы к детям дошкольного возраста. Не всякого ребенка можно «бросить в страшную ситуацию», не рискуя усугубить его проблемы. И в то же время основные принципы психологического воздействия, используемые в ИТ и ПТ, заложены в основу работы с детьми по коррекции их страхов. Но, в виду особенностей детского мышления эта работа облечена в доступную для детского восприятия форму – игровую, сказочную, где материал, как правило, образно – символический. Но усилия детских психологов сосредотачиваются в тех же исправлениях, таких как область бессознательного ребенка и поведенческие реакции через вытеснение, проживание, замещение, моделирование, ослабление, стимулирование, научение и т. п. Причем основной упор, как мне кажется, делается на выработку адекватных реакций, осуществляемых на подсознательном уровне, с тем, чтобы впоследствии эти реакции закрепились в сознании и выполнились уже осознанно.

В подтверждение своих мыслей приведем примеры некоторых основных методик работы с детьми дошкольного возраста по коррекции страхов :

1. Рисуночная терапия (рисование страхов).

2. Метод негативного воздействия – в основе аутотренинг перед зеркалом («Я боюсь оставаться один в темной комнате (не боюсь)»).

3. Метод реципкоркного (сочетанного) торможения – представление своего страха на фоне релаксации (расслабления).

4. Игровая психотерапия – моделирование страшных ситуаций в игровой форме со сменой ролей.

5. Гипнотический транс – внушение.

6. Техники НЛП – влияние на прошлый отрицательный опыт через аудиальную, визуальную и кинестетическую системы посредством ассоциаций, диссоциаций, моделирования желательных ситуаций, введение дополнительных положительных элементов к негативному моменту и т. п. с целью изменения модальности внутренних переживаний и закрепления нового опыта разрешения ситуаций.

7. Метод незаконченных предложений – вытеснение страхов с использованием техники завершения предложений, связанных с травмирующей ситуацией.

8. Метод записи свободных ассоциаций – подбор ассоциативных слов, обсуждение, составление рассказа с хорошим концом.

9. Музыкальная терапия – формирование нового образа на музыкальном фоне.

10. Библиотерапия – подбор и чтение соответствующих рассказов, историй, обсуждение, конструирование новых решений.

11. Имаготерапия – проигрывание ролей радостного, смелого, уверенного человека (по 5 минут в день).

12. Арттерапия – изобразительное искусство и театральные постановки.

В рамках существующих методов коррекции страхов разработано большое количество разнообразных техник для реализации методов, таких как кляксография, коллаж, лекарство во флакончиках, лепка, работа с цветом, фантазирование, написание письма сказочному герою (защитнику) и т. п. В том числе, многие техники основываются на использовании сказочных персонажей, составлении и проигрывании сказок.

Вывод: Анализируя существующие методы и методики по коррекции страхов можно прийти к определенному выводу о том, что несмотря на большое их многообразие, различные формы и способы работы, основные усилия сосредоточены в направлении изменения восприятия ребенком травмирующего события или ситуации, переоценке степени угрозы на уровне бессознательного, а как следствие изменение поведенческой реакции на раздражитель в сторону адекватности, соответствия последствиям угрожающего события.

В свою очередь особенности детского восприятия окружающей действительности и постоянный поиск универсальных, наиболее эффективных методов влияния на формирование личности и коррекцию детских аномалий объективно и закономерно привели к созданию нового направления в детской психологии – сказкотерапия, которая, оформившись всего около 10 лет назад, уже не ограничивается только влиянием на детскую психику, но делает попытки решать психологические проблемы взрослых, показывая свое право на существование и универсальность.

Публикации по теме:

Игровое занятие по коррекции страха темноты. .

Способы тренировки памяти «Когда искрится белый снег…» Сегодня мы поговорим о памяти, о способах ее тренировки и развития, обратиться к которым возможно в любом возрасте,.

Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики» Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Задачи: Воспитательные: воспитывать положительные.

Конспект открытого занятия развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики» Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие». Тема - Пересказ сказки «У страха глаза велики». Выполнила.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Образовательная область: речевое развитие Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели». Программное содержание: - познакомить.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6–7 лет «У страха глаза велики» Конспект занятия по речевому развитию для детей 6 -7 лет Тема: «У страха глаза велики» Задачи на развитие познавательных способностей: вызывать.

Пересказ сказки «У страха глаза велики» Цель: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицу, выразительно передавая.

Консультация для родителей «Соотношение страха и тревоги» Страх – одна из фундаментальных эмоций человека – может встречаться в любом возрасте, но чаще всего – в раннем детстве и переходный период.

Упражнения для снятия тревожности и страха  ТРЕВОЖНОСТЬДля реализации этих конкретных задач вы можете воспользоваться играми, описанными в соответствующих разделах ниже. При их организации.

Занятие по развитию речи детей подготовительной группы. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Образовательная область: Развитие речи. Вид деятельности: непосредственно-образовательная. Возрастная группа: подготовительная. Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы и методы терапии страха
Опубликовано: 24 января 2016 в 17:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД