Получи документы

Способы эмоциональной саморегуляции

Светлана Конопатова
Способы эмоциональной саморегуляции

В настоящее время ритм жизни постоянно возрастает, приходят и новые проблемы. В школьной среде повышается стрессогенность и часто учащиеся не знают, как справляться с такой сильной нагрузкой. Высокая стрессогенность — серьезная проблема нынешних школ. Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в ситуациях изменения, особенно в тех, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Стрессовыми могут оказаться для подростка любые ситуации. Как проблемы со сверстниками, так и проблемы и затруднительные ситуации связанные с учебным процессом. Есть несколько основных типов стрессовых ситуаций. О них я расскажу подробнее в работе. Несомненно, восприимчивость к стрессу напрямую зависит от характера и личных качеств и характеристик человека. Персональные убеждения играют важную роль в восприятии затруднительных ситуаций. Разные люди могут реагировать на одну и ту же ситуацию абсолютно по-разному, и зачастую, некоторые из них слишком эмоциональны, поэтому важно знать, как именно прийти в нормальное состояние, какие существуют механизмы саморегуляции, как развиваются способности к саморегуляции у подростков.

Публикация «Способы эмоциональной саморегуляции» размещена в разделах

История изучения вопроса и классификация способов саморегуляции.

Исследованием данной темы занимались многие ученые, открывая все новые ветви развития темы. Одними из первых тему затронули известные ученые Зигмунд и Анна Фрейд, являвшиеся основоположниками психоанализа. Термин эмоциональная саморегуляция был впервые введён З. Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные механизмы» и был использован в ряде его последующих работ. Подробное описание самим приемам и техникам саморегуляции дали ученые, И. Шульц, Э. Джекобсон, Э. Куэ, Р. Деметер. Они подробно описали следующие приемы эффективной регуляции внутренних состояний: физические упражнения, аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, самовнушение, дыхательные упражнения как регуляция эмоционального напряжения. В современной психологии в данной области можно выделить Варвару Ильиничну Моросанову, внесшую огромный вклад в продвижение и развитие темы, предложив действенные методики и программы.

Хотя данной проблемой занимались как отечественные так и зарубежные исследователи Ф. Перлз (осознание и отреагирование тревоги, гнева, обиды, вины как завершение неоконченных дел); В. Франкл (преодоление страха методом парадоксальной интенции); А. Адлер, А. Бек, А. Эллис, Р. Бэндлер и Д. Гриндер (когнитивные методы преодоления неблагоприятных эмоций); Дж. Вольпе,, и (поведенческая терапия страха); Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Шостром, Е. Мелибруда, и Д. Байярд, (осознание, открытое переживание, вербализация эмоций); А. Лоуэн, К. Рудестам (эмоциональное отреагирование в телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии). Нет единого определения каждому из понятий. Рассмотрев несколько отличающихся определений, выведем одно, наиболее точное с научной точки зрения. Саморегуляция (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками (Краткий словарь психологических терминов, 2003, с. 124). Саморегуляция - система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях, 1992 г.). Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками (методист кафедры педагогической психологии в статье Основы развития саморегуляции ребенка). Суммируя все данные определения, дадим рабочее определение саморегуляции : Эмоциональная саморегуляция — это умение контролировать свои эмоции и эмоциональные реакции и состояния, удерживать их на приемлемом для окружающих людей уровне; она помогает нам регулировать отношения. Определим еще некоторые важные понятия:

Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения потребностей. Эмоции очень тесно связаны с человеческими потребностями при достижении желаемого человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое, неудовлетворении потребностей – отрицательные. Конечно, потребности человека меняются по мере его взросления, поэтому мы можем утверждать, что отношение ко многим ситуациям процесса обучения и способность к саморегуляции с возрастом изменяется.

Во многих работах описывают абсолютно разные способы, однако есть те, к которым прибегают чаще всего. Их можно разделить на четыре группы. Первая группа способов - физическое влияние на организм, самовоздействие. Эта методика является одной из самых действенных, именно поэтому в некоторых школах, а особенно в начальных классах устраивают зарядку перед началом уроков. Вторая группа - Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Третья группа — воздействие словом. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. И наконец, четвертая группа —отвлечение.

Личностное и эмоциональное развитие. Выявление эффективных способов регуляции.

Определившись с классификацией различных способов эмоциональной регуляции, можем приступить к определению особенностей ее развития. Так же известно, что для разных возрастов оптимальны разные способы саморегуляции.

Развитие саморегуляции – одно из главных направлений развития детей. Оно является одной из важнейших ступеней личностного развития ребенка. Способность к саморегуляции у детей возникает достаточно рано. Это происходит, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок уже способен на произвольную регуляцию поведения и деятельности, способен на самоконтроль. Самоконтроль — это способность индивида сдерживать нежелательные импульсы, в основе которой лежит произвольная регуляция действий. Ее степень выраженности определяет возможность индивида справляться со стрессовыми ситуациями, преодолевать негативные ощущения и эмоции.

Затем, уже в начальной школе, начиная с первого класса, ребенок учится самоконтролю и саморегуляции, придерживаясь дисциплинарных правил. У ребенка появляется желание соответствовать определенным социальным требованиям. Школьник переходит к усвоению правил социального взаимодействия. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Собранность, простые правила поведения, пример учителя помогают ребенку в рефлексии собственных поступков, отношений, эмоций. Проходя этап осознания, ребенок старается все лучше регулировать свои эмоциональные состояния.

Переход в среднюю школу – важный этап в жизни каждого. Мы встречаем новых людей, знакомимся с новыми предметами, приходят новые трудности, нагрузка увеличивается и, как следствие, появляется все больше и больше стрессовых ситуаций, повышается стрессогенность учебного процесса. Поэтому повышается потребность учащегося в развитии регуляторных функций психики. Определить точный период окончания развития и формирования саморегуляции невозможно, т. к. человек способен тренировать регуляторные навыки на протяжении неограниченного срока, ведь у ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

Преобладает мнение, что наиболее действенным способом саморегуляции эмоциональных состояний в подростковом возрасте является физическое влияние или самовоздействие, однако рассмотрим наиболее действенные из них. Когда человек переживает какое-либо напряженное эмоциональное состояние, у него рефлекторно напрягаются мышцы лица (например, при гневе у человека стискиваются зубы, максимально напрягаются разные группы мышц лица). Умение резко снизить напряжение в мышцах приводит к скорому прекращению эмоциональной вспышки и успокоению.

Психологами доказано, что зарядка и занятие спортом приводят к повышению общего уровня саморегуляции, что в свою очередь приводит к повышению уровня эмоциональной саморегуляции, ведь успехи в каких-либо видах спорта приводят к повышению самооценки подростка, а регулярность занятий и обязательство учит ребенка самоорганизации и самостоятельности. Не менее важны дыхательные упражнения. Они поддерживают и увеличивают эффективность физических упражнений. Умение управлять дыханием в моменты сильного напряжения позволяет быстро выходить из состояния эмоциональной нагрузки. Отношение к различным жизненным ситуациям заложены в характере человека, в зависимости от темперамента и жизненного опыта складываются его поведение и реакции в стрессовых ситуациях.

Изучив книги по современной психологии, статьи известных психологов по возрастной психологии, тематическую литературу по психологии, разобравшись в классификации различных способов саморегуляции и выяснив основные проблемы и особенности в развитии ребенка, определив цели и условия его развития, подобрали максимально действенные способы регуляции эмоциональных состояний. Работа посвящена теме способы эмоциональной саморегуляции. Целью было выявить действенные приемы регуляции эмоций для детей. Для этого нужно было подробно изучить особенности (поведение, отношение к окружающим, в том числе взрослым, характерные эмоциональные изменения и т. п., что и было сделано.

Конечно, восприимчивость к разным способам саморегуляции зависит от характера и темперамента человека, а также от ситуации, в которой требуется регулирование эмоций.

Список литературы:

1. Способы саморегуляции эмоционального состояния URL : https://www. elitarium. ru/2008/07/09/samoreguljacija_sostojanija. Html.

2. Техники и приемы регуляции эмоций, 2010 URL : https://www. b17.ru/article/2093.

3. Моросанова стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М. ,2001.–192с.

4. Снежинская по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников, 2011

5. Боркина развития саморегуляции ребенка, 2007.

Публикации по теме:

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт)Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования» Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством.

Нетрадиционные способы рисования тычкомНетрадиционные способы рисования тычком Нетрадиционные способы рисования тычком. Предлагаю Вам образцы детских рисунков с применением нетрадиционной техники рисования методом «.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы эмоциональной саморегуляции
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 13:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД