Екатерина Викторовна Емельянова
Среднесрочный проект «Путешествие в страну профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Составители:
Аргунова В. В., воспитатель
Емельянова Е. В., воспитатель
В сборнике представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста и родителями.
Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания; ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих).
Мероприятия разработаны с учетом интеграции разных видов детской деятельности.
Содержание
1. Паспорт проекта 2
2. Пояснительная записка 3
3. Цели и задачи проекта 5
Публикация «Среднесрочный проект „Путешествие в страну профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
4. Описание содержания проекта 6
5. Ресурсы 7
6. План реализации проекта 8
7. Ожидаемые результаты 11
8. Перспективы дальнейшего развития 10
9. Литература 11
10. Приложения 12
Паспорт проекта
Наименование проекта Психолого-педагогическая готовность педагогов
Основание для разработки проекта Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Заказчик Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Огонек» города Белово
Основные разработчики проекта Аргунова В. В., воспитатель; Емельянова Е. В., воспитатель
Исполнители основных мероприятий проекта Администрация МБДОУ детский сад № 37 «Огонек», дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)
Тип проекта краткосрочный, познавательный, творческий
Цель проекта Развитие познавательных способностей младших дошкольников, направленных на раннюю профориентацию в мире профессий.
Основные задачи проекта
• Познакомить детей с различными профессиями взрослых.
• Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
• Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
• Познакомить детей с профессиями своих родителей.
Механизмы управления проектом Использование законодательных, организационных и ресурсных механизмов управления Проектом.
Сроки и этапы реализации
проекта Первый этап – организационно-мотивационный (август 2021 г.)
Второй этап – практический (сентябрь 2021-ноябрь 2021 г.)
Третий этап – обобщающий (ноябрь 2021 г.)
Ожидаемые конечные
результаты Для детей:
• Знание детьми информации о таких профессиях, как врач, повар;
• Понимание детьми значимости этих профессий;
• Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
• Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
Для родителей
• 45 % повышение доли родителей, проявляющих желание сотрудничать с детским садом.
• 35 % повышение уровня знаний по теме проекта
Для педагогов
• 95 % расширение знаний и умений у педагогов по ранней профориентации дошкольников
Пояснительная записка
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду. Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Что бы расширить знания о разнообразии профессий, было принято решение о создании образовательного проекта на тему : «Путешествие в страну профессий».
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, и поэтому родитель становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Проведенный среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения опрос показывает:
• к 3-4 годам у 60% дошкольников недостаточный познавательный интерес к миру профессий
• 70 % родителей считают необходимым знакомить детей с первичными понятиями о профессиях;
По результатам наблюдения, бесед, опроса возникла идея разработать совместно с детьми и родителями проект «Путешествие в страну профессий».
Практическая значимость проекта помогла создать положительное отношение дошкольников к труду взрослых, повысить их интерес к трудовым действиям, к профессиям взрослых, обогатить социальный опыт детей, и отразить полученные знания и впечатления в сюжетно-ролевых играх заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций
Цель проекта : Развитие познавательных способностей младших дошкольников направленных, на раннюю профориентацию в мире профессий.
Задачи:
• Познакомить детей с различными профессиями взрослых.
• Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда
• Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
• Познакомить детей с профессиями своих родителей.
Описание содержания проекта
Вид проекта : информационно – практико-ориентированный
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы и родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 месяца)
Срок реализации проекта : сентябрь2021– ноябрь 2021.
Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие, включающее интеграцию образовательных областей.
Формы и методы работы с дошкольниками:
1. Непосредственно-образовательная деятельность;
2. Художественное творчество;
3. Чтение художественной литературы;
4. Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Организационно-мотивационный этап.
Определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Изучение методической литературы, пополнение материально-технической базы, решение вопроса о сотрудничестве с социальными партнерами. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы). Активизировать обратную связь через гостевую страницу сайта ДОУ. Составление конспектов мероприятий. Разработка консультации и рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ.
Практический этап. Непосредственная реализация проекта согласно плану.
Заключительно–обобщающий этап. Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности. Презентация проекта. Подведение итогов.
Ресурсы
Кадровые: в реализации Проекта принимают участие администрация детского сада, воспитатели, воспитанники и родители воспитанников.
Материально-технические: материально – техническая база детского сада включающая: адекватные современным требованиям технические средства обучения (музыкальный центр, DVD – центр, ноутбук, компьютер, принтер, видеокамера, видеопроектор, аудио – записи в компакт – дисках, библиотечный фонд детского сада). В качестве дополнительных познавательных ресурсов используется Интернет.
Информационные: изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, дидактического материала с использованием Интернет-ресурсов.
• тематическое планирование,
• конспекты дидактических, сюжетно – ролевых игр;
• конспекты мероприятий;
• консультации для педагогов и родителей;
• библиотека методической литературы;
• демонстрационный материал для информационного уголка.
План реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап
1. Дискуссия по повышению профессиональной компетентности педагогов в ранней профориентации. До начала реализации проекта Воспитатель
2. Встреча – беседа воспитателей, родителей, детей по созданию единого социокультурного пространства
В течение 3 месяцев
3. Педагогическая мастерская по изучению методической литературы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы) В течение месяца Воспитатель,
4. Сайт ДОУ, организация обратной связи через гостевую страницу
В течение года
5. Пополнение материально – технической базы В течение года
6. Встреча творческой группы. Составление тематического плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий
До начала реализации проекта
8.
Работа творческой группы. Разработка конспектов занятий, праздников, развлечений, консультаций, рекомендаций
В течение года Воспитатель,
Основой этап
Организация тематических мероприятий Месяц Ответственные
1. Беседа «Профессии детского сада» Сентябрь Воспитатели
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».
3. Дидактическая игра «Кто что делает?»
4. Сюжетно – ролевая игра «Поможем повару»
1. Экскурсия в медицинский кабинет
(медсестра) Октябрь Воспитатели
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит».
3. Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?»
4. Сюжетно - ролевая игра «Больница»
1.
НОД- презентации: «Все профессии важны», «Отгадай профессию?» Ноябрь Воспитатели
2. Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши»,
3. Развлечение «Путешествие в страну профессий»
4. Круглый стол с приглашением родителей «Профессия моих родителей»
1. Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности.
Ноябрь Воспитатели
2. Презентация проекта
3. Подведение итогов
Ожидаемые результаты:
Для детей
• В результате внедрения проекта в общеобразовательный процесс у детей повысился уровень знаний о профессиях людей; расширился словарь по теме «Профессии»; стала более развита речевая и мыслительная деятельности, мелкая моторика.
• В ходе проекта повысилось положительное отношение к результатам труда взрослых, в том числе родителей, продолжаем формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Полученные знания дали детям возможность фантазировать, творчески самовыражаться, что обусловило повышение уровня познавательных и творческих способностей
Для родителей
• Повышение доли родителей, проявляющих желание сотрудничать с детским садом.
• Повышение уровня знаний по теме проекта
• Получение положительных отзывов
Мы планировали привлечь 50 % родителей, Активность родителей составила 63% (15 человек, и заинтересованность родителей в реализации проекта привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях и к подготовке условий для дальнейшей проектной деятельности детей.
Для педагогов
• Углубление знаний и умений у педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Продолжать подборку и систематизацию демонстративного и дидактического материала по теме проекта;
Регулярно обновлять в книжном уголке художественную литературу для детей по данной теме;
Систематически размещать на сайте ДОУ рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. – М. : Мозаика- Синтез, 2005.
2. БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.
5. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2009- 2010.
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика - Синтез,2006.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.
Приложения
План работы с родителями
Приложение №1
План работы с родителями по реализации проекта
№ Содержание работы, форма проведения Срок Коррекция
1
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта : опрос для родителей, определяющий их отношение к ранней профориентации детей (анкетирование и опрос)
Сентябрь
1 1. Консультация «Ранняя профориентация как элемент социально- коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
2. Памятка для родителей «Ознакомление ребенка дошкольного возраста с профессиями»
Октябрь
2 1. Фото - выставка
«Профессии нашей семьи»
2. Изготовление лото «Профессии моих родителей»
1 Консультация (Наглядная педагогическая информация) «Ранняя профориентация дошкольников как необходимый фактор современности»
Ноябрь