Елена Александровна
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса
Март
Вторая неделя (13.03 – 18.03)
Тема: Народная культура и традиции
Публикация «Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе» размещена в разделах
Задачи: продолжать знакомить детей народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрёшки – городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
Итоговое мероприятие: выставка детского творчества.
Понедельник
Утро
Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика: по плану инструктора по физической культуре.
Беседа «Русская народная культура и традиции».
Задачи: закрепить знания детей о названии страны, ее культуре; расширять знания детей о народных промыслах и ремёслах; вспомнить традиции русского народа, с которыми уже знакомились.
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Задачи: формировать умение чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Подвижная народная игра «Каравай».
Задачи: закреплять умение ходить по кругу, держаться за руки крепко, развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти.
Индивидуальная работа
Игровое упражнение «Живые цифры» с
Задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду.
Наблюдение и уход за комнатными растениями.
Задачи: продолжать формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки (растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди, эти цветы не могут жить на улице); дать представление об одном из назначений комнатных растений (они красивые, украшают комнату).
Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.
Иллюстрации, изображающие русский народный быт.
Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.
Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
«Речевое развитие» - развитие речи
Занятие 4. Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
Задачи: познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов; формировать умение строить сложноподчинённые предложения.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 144 с.
Стр. 94
«Физическое развитие» – физическая культура Бассейн
По плану инструктора по физическому развитию
«Художественно-эстетическое развитие» - рисование
Рисование «Роспись кувшинчиков»
Задачи: формировать умение расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики; развивать эстетическое восприятие, творчество.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 128 с.
Стр. 84 - 85
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 5.
Зима отступает
Наблюдение за природой и её сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы ранней весной; способствовать развитию наблюдательности, поисково-исследовательской деятельности; формировать умение заботиться о своем здоровье; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.
Подвижная игра «Море волнуется»
Задачи: формировать навыки двигательной активности у детей совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Индивидуальная работа
Метание и ловля мяча с
Задачи: развивать ловкость, силу броска, формирование навыков здорового образа жизни. Трудовые поручения: навести порядок на веранде
Задачи: побуждать детей после игры разобрать и расставить все игрушки по своим местам; воспитывать желание трудиться. Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Работа перед сном Ситуативный разговор «Можно ли пить талую воду?»
Задачи: показать, что самый чистый снег, грязнее водопроводной воды.
Вторая половина дня Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми»
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников.
Стр. 30 - 31
Закаливающие процедуры : ходьба по массажным дорожкам.
Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок.
Задачи: продолжать развивать интерес к устному народному творчеству.
Словесная игра «Похож – не похож». Задачи: продолжать формировать у детей умение сравнивать предметы, находить связь между ними, признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Ярмарка» (беседы о русских народных традициях; рассматривание иллюстраций с изображением праздника в старину; чтение русских народных сказок; разучивание старинных закличек, потешек; изготовление игрушек). Дидактическая игра «Подбери слово» с
Задачи: развивать грамматический строй речи; активизировать словарный запас Ситуативный разговор «Что делать, если ты потерялся?»
Задачи: формировать представления о правилах поведения на улице; формировать умение у детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности. Настольно-печатные игры, дидактические игры
Предложить детям разрезные картинки «Народные промыслы: посуда»
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 5.
Зима отступает
Наблюдение за природой и её сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы ранней весной; способствовать развитию наблюдательности, поисково-исследовательской деятельности; формировать умение заботиться о своем здоровье; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.
Подвижная народная игра «Каравай».
Задачи: закреплять умение ходить по кругу, держаться за руки крепко, развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти. Упражнения в ходьбе с
Задачи: закреплять умение ходить приставным шагом. Трудовые поручения: уборка льда на участке
Задачи: развивать умение работать сообща; воспитывать трудолюбие и желание быть полезными. Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Работа с родителями (законными представителями)
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям по домашнему чтению (русские народные сказки).
Привлечение родителей к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр
Вторник
14 марта Утро Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика: по плану инструктора по физической культуре.
Беседа «Путешествие на ярмарку народных промыслов».
Задачи: продолжать знакомство детей с русскими
народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы; развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий; приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Дидактическая игра «Назови узор»
Задачи: закрепить элементы семеновской, дымковской, городецкой росписи
Игровое упражнение «Где лежит предмет» с
Задачи: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица. Дежурство по столовой
Задачи: закреплять умение детей правильно сервировать стол, располагать ложки справа от тарелки, действовать аккуратно.
Дидактическая игра «Неделька»
Задачи: закреплять умение последовательно называть дни недели. Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
Предложить детям раскраски «Матрешек»
ООД «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа
Стр. 46 – 47.
Занятие 2.
Задачи: познакомить с записью числа 10; продолжать формировать умение делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть; закреплять умение сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов; закреплять умение последовательно называть дни недели.
«Художественно-эстетическое развитие» - рисование
Рисование с элементами аппликации: Панно «Красивые цветы»
Задачи: развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования; формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в неё элементы красоты, созданной своими руками; продолжать закреплять навыки коллективной работы.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 128 с.
Стр. 75
«Физическое развитие» – физическая культура на улице
По плану инструктора по физическому развитию
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 6.
Весне - дорогу
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями природы ранней весной; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности; воспитывать любовь к родному краю, желание сохранить и приумножить природу, её красоту.
Подвижная игра» С кочки на кочку»
Задачи: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; упражнять в прыжках.
Игровое упражнение «Закати мяч в ворота» с
Задачи: упражнять в действиях с мячом; развивать глазомер, ловкость. Трудовые поручения: очистить участок от веток, прошлогодней листвы, мусора; убрать кормушки, так как птицы уже сами добывают себе корм.
Задачи: прививать интерес к трудовой деятельности; воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Вторая
половина дня Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми»
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников.
Стр. 30 - 31
Закаливающие процедуры : ходьба по массажным дорожкам.
Беседа о матрёшках, рассматривание разных видов Матрёшек.
Задачи: продолжать знакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России; формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки.
Дидактическая игра «Выбери правильно»
Задачи: среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к русским традиционным праздникам. Рисование «Золотая Хохлома» с
Задачи: закреплять умение рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, лавным движением; упражнять в рисовании тонких лавных линий концом кисти. Практическое упражнение «Поможем няне заправить постель».
Задачи: закреплять навык застилать свою постель после сна.
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Задачи: закреплять знания о русской народной традиции – Ярмарке.
Игры с конструктором
Прогулка Комплект тематических карт «Зима». Старшая группа. Февраль, прогулка 6.
Весне - дорогу
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями природы ранней весной; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности; воспитывать любовь к родному краю, желание сохранить и приумножить природу, её красоту.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Задачи: совершенствовать координацию движений, быстроту. Игровое упражнение «Попади в цель одной рукой» с
Задачи: упражнять в метании в цель одной рукой.
Трудовая деятельность: «Уборка участка детского сада от мусора».
Задачи: формировать ответственное отношение к заданию; поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым. Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Среда
15 марта Утро Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика: по плану инструктора по физической культуре.
Беседа «Быт и традиции русского народа».
Задачи: продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством.
Рассматривание куклы в национальном русском наряде.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Игровое упражнение «Четвертый лишний» с
Задачи: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; развивать мышление. Беседа «Для чего нужен режим дня?»
Задачи: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Внести картины и иллюстрации с изображением русских народных костюмов и обуви.
Куклы в национальных русских костюмах
Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
ООД «Эмоционально-волевая сфера» - по плану педагога психолога
«Художественно-эстетическое развитие» -аппликация
«Сказочная птица»
Задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; формировать умение передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации); развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 128 с.
Стр. 87
Среда
15 марта
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 7.
Из чего вы, облака?
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы ранней весной на примере облаков; формировать умение замечать красоту весны, находить изменения, сравнивать с другими временами года; способствовать созданию ситуации, в которой ребенок может открыть свои чувства; развивать наблюдательность, любознательность, кругозор, поисково-исследовательскую деятельность; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности; воспитывать любовь к родной природе.
Подвижная игра «Горелки»
Задачи: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать с внимание; упражнять в беге. Игровое упражнение «Мяч в корзину» с
Задачи: упражнять в бросании мяча в корзину; развивать ловкость и глазомер Трудовая деятельность: подмести дорожки, скамейки, пол на веранде.
Задачи: формировать у детей умение подбирать инвентарь, распределять фронт работ, распределять обязанности; стимулировать желание трудиться, получать удовлетворение от результатов работы. Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Работа перед сном Беседа «Культурный человек».
Задачи: обучение детей на примере различных ситуаций анализировать и делать выводы.
ООД «Художественно-эстетическое развитие» - музыкальная деятельность
По плану музыкального руководителя
Вторая половина дня Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми»
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников.
Стр. 30 - 31
Закаливающие процедуры : ходьба по массажным дорожкам.
Чтение и обсуждение русских народных закличек, прибауток, небылиц.
Задачи: развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения.
Игровое упражнение «Вырежи правильно» с
Задачи: упражнять в вырезании; закрепить правила безопасности при пользовании режущими, колющими предметами.
Беседа «Жарим, варим». Задачи: уточнить представление детей о жареной и вареной пище, способах приготовления еды; предложить детям обсудить, какая пища, жареная или вареная является более полезной; расширять представления детей об окружающем мире. Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 7.
Из чего вы, облака?
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы ранней весной на примере облаков; формировать умение замечать красоту весны, находить изменения, сравнивать с другими временами года; способствовать созданию ситуации, в которой ребенок может открыть свои чувства; развивать наблюдательность, любознательность, кругозор, поисково-исследовательскую деятельность; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности; воспитывать любовь к родной природе.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Задачи: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать ловкость, смелость, внимание. Игровое упражнение «По дорожке на одной ножке» с
Задачи: развивать внимание, координацию движений.
Трудовая деятельность: «Уборка игрового оборудования».
Задачи: развивать умение работать сообща, подчиняя свои интересы общей цели; воспитывать чувство ответственности Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Работа с родителями (законными представителями)
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Индивидуальные беседы по запросам родителей.
Утро
Прием и осмотр детей.
Утренняя гимнастика: по плану инструктора по физической культуре.
Беседа «Главные праздники нашей страны».
Задачи: развивать речевую активность, монологическую речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность.
Дидактическая игра «Угадай русскую народную сказку».
Задачи: развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» с
Задачи: формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача.
Чтение худ. литературы о пользе еды «Вкусная каша» А. Александрова
Задачи: продолжать формировать представления о пользе каш в детском рационе; воспитывать интерес к здорому образу жизни. Творческая мастерская – предложить детям украсить декоративными узорами игрушки и предметы посуды (Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)
Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
ООД «Речевое развитие» - развитие речи
Занятие 5. Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»
Задачи: формировать умение у детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 144 с.
Стр. 95
«Физическое развитие» – физическая в зале
По плану инструктора по физическому развитию
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 8.
Где ты, солнышко, живёшь?
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы на примере солнца; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи: как влияют солнечные лучи на растения и животных весной; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, поисково-исследовательской деятельности; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.
Подвижная игра «Два Мороза»
Задачи: формировать навыки двигательной активности у детей; вспомнить зимний холода, показать, что дети не боятся мороза. Игровое упражнение «По узенькой дорожке» с
Задачи: вырабатывать ловкость, координацию движений Трудовая деятельность: уборка на веранде.
Задачи: приобщать детей к посильным трудовым операциям, закреплять местонахождение игрушек.
Выносной материал для развития двигательной активности и сюжетно-ролевых игр; лопатки, ведерки; любимые игрушки детей.
Работа перед сном Беседа «Будь всегда вежливым»
Задачи: систематизировать правила вежливого поведения; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам
Вторая половина дня Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми»
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников.
Стр. 30 - 31
Закаливающие процедуры : ходьба по массажным дорожкам.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Задачи: познакомить детей с тем, как получаются ткани.
• Дидактическая игра «Элементы русского костюма» «Подбери узор для сарафана, кушака»
• Задачи: закрепить название деталей русского костюма Упражнение «Обведи по точкам» с
Задачи: формировать умение обводить рисунки по пунктиру; закреплять умение правильно держать карандаш; воспитывать аккуратность. Трудовые поручения «Уборка на стеллажах с книгами»
Задачи: способствовать совершенствованию трудовых умений детей, формировать умение аккуратно расставлять книги.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Задачи: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Предложить детям игры с конструктором «Русская печка»
Задачи: формировать умение из деталей конструктора сооружать постройки; систематизировать знания детей о русской печи и быте русского народа.
Настольные игры, лото, домино, пазлы по теме недели
Прогулка Комплект тематических карт «Весна». Старшая группа. Март, прогулка 8.
Где ты, солнышко, живёшь?
Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы на примере солнца; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи: как влияют солнечные лучи на растения и животных весной; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, поисково-исследовательской деятельности; формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.
Подвижная игра «Удочка»
Задачи: развивать у детей внимание, ловкость, выдержку; упражнять в прыжках на месте в высоту; доставить детям радость, удовольствие.
Игровое упражнение «По извилистой дорожке» с
Задачи: упражнять в умении сохранять направление.
Исследовательская деятельность: дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце?
Задачи: формировать у детей умение делать выводы в ходе исследования, делать логические умозаключения; развивать познавательную активность детей.