МААМ-картинки

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы

Анастасия Рогачева
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы

Аннотация

В статье парциальная программа рассматривается как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, способствующее максимальному приближению образовательного процесса к ребенку, его потребностям и интересам. Педагогическим средством реализации парциальной программы автор определил культурные практики как повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации ребенка, связанные с содержанием жизни и его взаимодействием с другими людьми.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы» размещена в разделах

Ключевые слова: дети раннего возраста, детский сад, адаптация, культурные практики, парциальная программа.

Keywords: early childhood, kindergarten, adaptation, cultural practices, partial program.

Социальная политика нашего государства, отраженная в национальном проекте «Образование» (ФП «Поддержка семей, имеющих детей», в аспекте поддержки семей с детьми способствует росту количества детей раннего возраста, испытывающих потребность в дошкольном образовании.

Реализация образовательного процесса в группах раннего возраста, кроме предоставления помещений и создания материально-технических условий, встречает проблемы, связанные с недостаточным учетом резервов раннего возраста, важности соблюдения принципа возрастосообразности, значимости ведущего вида деятельности, ценности игрового взаимодействия.

Адаптация как процесс приспособления организма к новой обстановке занимает значимое место в дошкольной педагогике. Это связано с тем, что детский сад для ребенка раннего возраста – это не только новый период в жизни ребенка, он является незнакомым пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

В сложившихся условиях актуализируются педагогические аспекты адаптации к дошкольной образовательной организации, значимым из которых выступает игровое взаимодействие как неотъемлемая часть жизни ребенка раннего возраста.

Педагогическим средством целенаправленной организации игрового взаимодействия в адаптационный период становится парциальная образовательная программа дошкольного образования, которая, по мнению А. А. Муратовой, О. Г. Тавстухи, является специализированной образовательной программой, помогающей максимально приблизить образовательный процесс к ребенку, его потребностям и интересам [4].

В работе И. Ф. Слепцовой отмечаются инновационные установки современного дошкольного детства, реализуемые в парциальных образовательных программах (индивидуализация развития, позитивная социализация, поддержка детской инициативы и творчества) и коррелирующиеся с особенностями адаптационного периода ребенка раннего возраста к детскому саду [3].

Таким образом, для результативности процесса адаптации нами была определена необходимость разработки и реализации парциальной образовательной программы «Дружная семейка», целью которой стала адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.

Сроком реализации программы было определено 3 месяца, исходя из длительности процесса адаптации к дошкольной образовательной организации, характерной для большинства детей раннего возраста.

Цель программы: адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в игровом взаимодействии.

Задачи:

- вызвать интерес ребенка к пребыванию в детском саду;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;

- развивать культурные нормы поведения;

- формировать игровую деятельность детей;

- формировать произвольное поведение.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы:

- ребенок проявляет интерес к пребыванию в детском саду, быстро переключается от эмоций расставания с родителями к позитивному взаимодействию с воспитателем и другими детьми, к игре в игровом уголке;

- ребенок бесконфликтно общается со взрослыми и сверстниками;

- ребенок демонстрирует культурные нормы поведения;

- ребенок легко включается в индивидуальную и групповую игровую деятельность, обладает элементарными навыками игры;

- ребенок проявляет навыки произвольного поведения.

Модулями программы выступили:

- «Это мы» (тематические блоки «Это я», «Это ты», «Это мои друзья»);

- «Наши игрушки» (тематические блоки «Игрушки для группы», «Игрушки для улицы», «Ухаживаем за игрушками»);

- «Наши игры» (тематические блоки «Играю сам», «Играю с другом», «Играю с ребятами»).

Педагогическим средством реализации парциальной программы мы определили культурные практики как повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации ребенка, связанные с содержанием жизни и его взаимодействием с другими людьми.

В работе Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой культурные практики определены средством трансляции и развития культуры как совокупности достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни [2].

По мнению А. А. Муратовой, деятельность, лежащая в основе практики, выступает условием успешного развития ребенка: в деятельности развиваются его способности, осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация [1].

Культурные практики имеют непосредственное отношение к адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду средствами игрового взаимодействия, так как связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией ребенком новых видов деятельности, основанных на индивидуальных потребностях.

Для культурных практик, выступающих средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, мы определили следующие виды: культурная практика этикета; культурная практика подвижной игры, культурная практика сюжетной игры, культурная практика режиссерской игры.

Культурные практики способствовали переосмыслению содержания развивающей предметно-пространственной среды, самостоятельной и совместной деятельности детей, нацеленность на формирование культурных умений и обогащение эмоционально-чувственного опыта, проектирование культурных событий, в которые включается ребенок, подбор объектов культурной памяти и культурного опыта.

Так, ведущей культурной практикой модуля «Это мы» стала культурная практика этикета, направленная на развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и другими детьми.

Среда группы была обогащена мобильным стендом, куда вешались фотографии детей, их родителей, домашних животных и их любимых героев мультфильмов. Детям читались стихотворения, герои которых имеют имена, с ними разучивались соответствующие песенки. Формой организации деятельности детей был круг, под круг были подобраны игры, в которых могли быть задействованы все дети. Круг обеспечивал «справедливое» расположение участников, чтобы никто не оставался сзади или обижался, чтобы дети видели друг друга. В объекты культурного опыта были включены мультипликационные фильмы «Имя» (сериал «Лунтик», «Имена» (сериал «Малышарики», «Котенок по имени Гав», «Чуня»).

Таким образом, парциальная образовательная программа может выступать средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Средством реализации парциальной образовательной программы являются культурные практики, отвечающие современным тенденциям вариативности и обеспечения возможности овладения культурными и соответствующими возрастным особенностям детей средствами и способами деятельности.

Литература

1. Муратова, А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании [Электронный ресурс]/А. А. Муратова //Мир науки. - 2019. - №3. Т. 7. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN319.pdf.

2. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет /под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с.

3. Слепцова, И. Ф. Парциальные программы дошкольного образования в контексте ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 10. – С. 4–12.

4. Тавстуха, О. Г., Муратова, А. А. Особенности проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – № 11–4(19). – С. 95–99

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста»Мастер-класс «Адаптация детей раннего возраста» «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Назначение: В помощь воспитателю: как безболезненно помочь ребёнку третьего года жизни освоится.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 17:34
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации посредством парциальной программы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Рогачева (УИ 2317332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД