марина преснякова
Формирование навыков мелкой моторики и общения у детей с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Преснякова М. Г., учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №8 д. Жилина»
Орловская область Орловский район
Синдром Дауна – распространенная генетическая аномалия. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет и быть не может! Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда особенностей, вследствие которых ребёнок будет медленно развиваться и позже своих ровесников проходить общие этапы развития. Таким малышам труднее учиться, и все же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть и прочее. Исследования показывают, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы. [3]
Публикация «Формирование навыков мелкой моторики и общения у детей с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Чему учить:
Если ребёнок еще не говорит необходимо концентрировать внимание и игровые навыки. Становясь старше дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и открывают предметы и явления. Большинство детей любят подражать, поэтому ученые советуют заниматься не только имитацией звуков, но и имитацией действий. Детям необходимо осознать, что звуки и жесты также могут оказывать влияние на поведение окружающих. Давайте ребёнку время на ответ, слушайте, ждите. Разговаривайте с ребёнком о том, что его интересует, привлекайте внимание к словам и предметам, выбранными вами для занятий. Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу. [1]
Развитие мелкой моторики :
Первая «плита фундамента» ручных навыков – стабильность.
Достичь хорошего уровня стабильности с синдромом Дауна трудно. Под «хорошим уровнем стабильности» подразумевается способность достаточно длительное время сохранять необходимо напряжение мышц вокруг сустава, позволяющее удержать его в определенном положении. Существует три основных вида стабильности:
1. Стабильность корпуса. Она позволяет ребёнку свободно двигать руками, не опасаясь потерять равновесие.
2. Стабильность плеч. Благодаря ей ребёнок свободно двигает предплечьями и кистями, пока его плечи определяют местонахождение предплечий.
3. Стабильность кистей. Когда ребёнок развивает более сложные навыки мелкой моторики, например, письмо, он должен научиться пользоваться одной частью кисти для обеспечения стабильности, а другой – для движения.
Вторая «плита фундамента» - двусторонняя координация: использование двух рук одновременно, развитие доминирующей руки. Иногда дети с синдромом Дауна с трудом координируют движения своих рук во время игры. Возможные причины – недостаточная стабильность корпуса, трудности в пересечении средней линии тела, т. е. ребенок еще не научился соединять руки в районе средней линии тела и перекладывать игрушки из одной руки в другую.
Помочь ребенку в развитии двусторонней координации:
- принятии правильной позы;
- побуждать перекладывать игрушки из одной игры в другую;
- развивать умение держать бутылку;
- побуждать ударять игрушками друг о друга, учась координировать при этом движения рук;
- побуждать хлопать в ладоши;
- учить складывать и разбирать предметы;
- развивать тактильное восприятие;
- учить играть с крупными игрушками;
- учить переворачивать страницы книг;
- развивать навыки самообслуживания, умение выполнять домашние дела.
Третья «плита фундамента» - сенсорика.
Руки – одна из самых чувствительных частей нашего тела. В кистях пальцев много нервных окончаний. Все они посылают в мозг сигналы о том, что мы ощущаем, что мы чувствуем, и потому мы можем совершать кистями точные движения. «Сенсорное познавание» и способность к развитию очень важны для развития навыком мелкой моторики, поскольку они помогают ребенку:
- получать представление о собственном теле, что важно для одевания и ухаживания за собой;
- научится направлять движения пальцев, чтобы достичь такого умения, как писать печатными буквами. [2]
У большинства детей с синдромом Дауна развитие нервной системы замедленно. Поэтому сенсорное восприятие тоже развивается медленно.
В своей работе я использую полезные игры на нащупывание предметов «Чудесный мешочек». Положите в мешок маленькие игрушки, пусть он пытается залезть и вынуть их. Пусть катает по песку маленькие игрушки, копает и пересыпает песок, наполняет им ёмкости, набирает в ладонь, попускает через пальцы. Вы можете обмотать ленту или пряжу вокруг пальчика и пусть он разматывает ее. Мы часто используем игры с тестом (пластилином) помогают укрепить руки и пальцы, развивать воображение и творческие способности ребёнка.
Одной из наиболее важной составляющей коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объем заданий определяется в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.
Список литературы:
1. П. Л. Жиянова «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна»
2. Патриция С. Уиндерс «Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна»
3. Под редакцией Ю. И. Барашнева «Синдром Дауна»