Родионова Наталья Александровна
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования (ФГОС ДО) делает акцент на развитии детей через игру, рассматривает ребенка как «человека играющего», вследствие чего возникает необходимость переработ-ки технологий и методик с дидактического уровня на игровой.
К задачам математического развития детей дошкольного возраста относятся фор-мирование представлений о пространственных отношениях, ориентировке в пространстве,
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
ознакомление с пространственным моделированием, что приводит к необходимости ак-тивного применения игры. В статье представлены подходы к использованию игры в фор-мировании пространственных представлений детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО.
Недостаток сформированности пространственных представлений может привести к
нарушениям счета, письма (дисграфии, пересказа текста и трудностям выполнения вы-числительных операций, а также явиться причиной проблем с чтением (дислексии). Про-цесс формирования межанализаторных связей у детей замедляется, кроме этого могут на-блюдаться недостатки слухо-зрительной и моторной координации и несформированности чувства ритма. Все это может привести к неуспеваемости ребенка в школе.
В дошкольном возрасте дети овладевают основами предметно-практического ори-ентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. вы-сокая абстрактность пространственных представлений вызывает определенные трудности в их понимании, однако они являются одним из необходимых элементов познания. Про-странственный образ, степень его обобщенности и схематизации напрямую зависят от характеристики свойств пространства, отражаемых объектов, от умения самого человека претворять свойства объектов в пространстве в разнообразных формах графики : в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи.
Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в раз-ных образовательных областях:
– познавательное развитие – в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в которой дети в боль-шей степени овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоско-сти, определяют пространственное расположение предметов относительно друг друга;
– физическое развитие характеризуется тем, что в непосредственно образова-тельной деятельности дошкольники могут упражняться в освоении основных пространст-венных направлений в процессе активного передвижения в пространстве, а также в ориентировке в пространстве при передвижении с закрытыми глазами;
– художественно-эстетическое развитие – в непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, в которой дети овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости;
– речевое развитие осуществляется в непосредственно образовательной деятель-ности, где дети дошкольного возраста овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости, определяют пространственное расположение предметов от-носительно друг друга, осваивают ориентировку в лингвистическом пространстве.
Формированию представлений «на себе» помогут дидактические игры «Лицо», «Обезьянки», «Путаница» и др. так, в игре «Лицо» педагог предлагает схематическое изо-бражение лица человека, у которого в качестве ориентира выступает нос. Детям необхо-димо выложить все остальные части лица (глаза, брови, губы). После этого дошкольники с закрытыми глазами выполняют задание еще раз, при этом проговаривают, где и как по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Дети повторяют движения за педагогом (ведущим, показывают и называют части лица, головы в игре «Обезьянки». В игре «Путаница» педагог предлагает детям левой рукой закрыть правый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться правой рукой до левого носка, а левой рукой – до правой пятки и т. д.
Для формирования представлений «от себя», «от предмета» можно предложить дидактические игры «отгадай где?», «Художники», «Передай мяч назад», «Давай менять-ся» и др.
В ходе формирования у детей представлений об ограниченной плоскости Т. А. Фурсова рекомендует использовать игру с планом кукольной комнаты. Когда дошкольни-ки хорошо освоят план, можно предложить варианты усложнения игры (например, необ-ходимо найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане).
Закреплению у детей умения ориентироваться в пространстве по картинке-плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным помо-жет игра типа «Помоги незнайке разложить учебные принадлежности».
Формированию умения ориентироваться на плоскости в двухмерном пространстве поможет игра «назови соседей», для которой используется лист бумаги с хаотично распо-ложенными изображениями различных предметов.
Совершенствованию умения ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа и знанию названий направлений пространства будет способствовать игра «найди по описанию». «Лабиринт» – это еще одна игра на закрепление умения ориентироваться на плоскости листа.
В подвижной игре можно не только закреплять уже имеющиеся знания, совершен-ствовать приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно их рас-ширять и углублять.
В заключение можем выделить особенности применения игр в процессе формиро-вания пространственных представлений у детей дошкольного возраста с учетом требова-ний ФГОС ДО: последовательное расширение использования вариантов пространствен-ных отношений от ориентирования «на себе», «от себя», в процессе активного передви-жения в пространстве, при передвижении с закрыты глазами к определению пространст-венного расположения предметов относительно друг друга и ориентировке в двухмерном пространстве; переход от практического моделирования к осуществлению пространствен-ного моделирования в зрительно-устном плане; введение элементов соревнования; введе-ние вариантов усложнения игр через разработку более сложного маршрута, соблюдение инструкций и использование зрительных и слуховых ориентиров, запрета переворота плана и др.
Список литературы
1. Бессонова Т. П., Ворошилова Е. П. Развитие пространственных представлений у детей // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 5. С. 1–16.
2. Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного воз-раста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1964.
3. Набродова Л. С. Формирование пространственных представлений у детей старшего до-школьного возраста посредством интерактивной игры //Актуальные проблемы гумани-тарных и естественных наук. 2015. № 7-2. С. 149–151.
4. Столяр Л. А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5–7 лет. М. : Просвеще-ние, 1991.
10. Фурсова Т. А. Формирование пространственных представлений через дидактические, развивающие игры.