Лучший педагог года

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре

Родионова Наталья Александровна
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре

Современный федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования (ФГОС ДО) делает акцент на развитии детей через игру, рассматривает ребенка как «человека играющего», вследствие чего возникает необходимость переработ-ки технологий и методик с дидактического уровня на игровой.

К задачам математического развития детей дошкольного возраста относятся фор-мирование представлений о пространственных отношениях, ориентировке в пространстве,

Публикация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре» размещена в разделах

ознакомление с пространственным моделированием, что приводит к необходимости ак-тивного применения игры. В статье представлены подходы к использованию игры в фор-мировании пространственных представлений детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО.

Недостаток сформированности пространственных представлений может привести к

нарушениям счета, письма (дисграфии, пересказа текста и трудностям выполнения вы-числительных операций, а также явиться причиной проблем с чтением (дислексии). Про-цесс формирования межанализаторных связей у детей замедляется, кроме этого могут на-блюдаться недостатки слухо-зрительной и моторной координации и несформированности чувства ритма. Все это может привести к неуспеваемости ребенка в школе.

В дошкольном возрасте дети овладевают основами предметно-практического ори-ентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. вы-сокая абстрактность пространственных представлений вызывает определенные трудности в их понимании, однако они являются одним из необходимых элементов познания. Про-странственный образ, степень его обобщенности и схематизации напрямую зависят от характеристики свойств пространства, отражаемых объектов, от умения самого человека претворять свойства объектов в пространстве в разнообразных формах графики : в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи.

Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в раз-ных образовательных областях:

– познавательное развитие – в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в которой дети в боль-шей степени овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоско-сти, определяют пространственное расположение предметов относительно друг друга;

– физическое развитие характеризуется тем, что в непосредственно образова-тельной деятельности дошкольники могут упражняться в освоении основных пространст-венных направлений в процессе активного передвижения в пространстве, а также в ориентировке в пространстве при передвижении с закрытыми глазами;

– художественно-эстетическое развитие – в непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, в которой дети овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости;

– речевое развитие осуществляется в непосредственно образовательной деятель-ности, где дети дошкольного возраста овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости, определяют пространственное расположение предметов от-носительно друг друга, осваивают ориентировку в лингвистическом пространстве.

Формированию представлений «на себе» помогут дидактические игры «Лицо», «Обезьянки», «Путаница» и др. так, в игре «Лицо» педагог предлагает схематическое изо-бражение лица человека, у которого в качестве ориентира выступает нос. Детям необхо-димо выложить все остальные части лица (глаза, брови, губы). После этого дошкольники с закрытыми глазами выполняют задание еще раз, при этом проговаривают, где и как по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Дети повторяют движения за педагогом (ведущим, показывают и называют части лица, головы в игре «Обезьянки». В игре «Путаница» педагог предлагает детям левой рукой закрыть правый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться правой рукой до левого носка, а левой рукой – до правой пятки и т. д.

Для формирования представлений «от себя», «от предмета» можно предложить дидактические игры «отгадай где?», «Художники», «Передай мяч назад», «Давай менять-ся» и др.

В ходе формирования у детей представлений об ограниченной плоскости Т. А. Фурсова рекомендует использовать игру с планом кукольной комнаты. Когда дошкольни-ки хорошо освоят план, можно предложить варианты усложнения игры (например, необ-ходимо найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане).

Закреплению у детей умения ориентироваться в пространстве по картинке-плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным помо-жет игра типа «Помоги незнайке разложить учебные принадлежности».

Формированию умения ориентироваться на плоскости в двухмерном пространстве поможет игра «назови соседей», для которой используется лист бумаги с хаотично распо-ложенными изображениями различных предметов.

Совершенствованию умения ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа и знанию названий направлений пространства будет способствовать игра «найди по описанию». «Лабиринт» – это еще одна игра на закрепление умения ориентироваться на плоскости листа.

В подвижной игре можно не только закреплять уже имеющиеся знания, совершен-ствовать приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно их рас-ширять и углублять.

В заключение можем выделить особенности применения игр в процессе формиро-вания пространственных представлений у детей дошкольного возраста с учетом требова-ний ФГОС ДО: последовательное расширение использования вариантов пространствен-ных отношений от ориентирования «на себе», «от себя», в процессе активного передви-жения в пространстве, при передвижении с закрыты глазами к определению пространст-венного расположения предметов относительно друг друга и ориентировке в двухмерном пространстве; переход от практического моделирования к осуществлению пространствен-ного моделирования в зрительно-устном плане; введение элементов соревнования; введе-ние вариантов усложнения игр через разработку более сложного маршрута, соблюдение инструкций и использование зрительных и слуховых ориентиров, запрета переворота плана и др.

Список литературы

1. Бессонова Т. П., Ворошилова Е. П. Развитие пространственных представлений у детей // воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 5. С. 1–16.

2. Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного воз-раста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1964.

3. Набродова Л. С. Формирование пространственных представлений у детей старшего до-школьного возраста посредством интерактивной игры //Актуальные проблемы гумани-тарных и естественных наук. 2015. № 7-2. С. 149–151.

4. Столяр Л. А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5–7 лет. М. : Просвеще-ние, 1991.

10. Фурсова Т. А. Формирование пространственных представлений через дидактические, развивающие игры.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в игре
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 15:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД